24 января (11 января по ст. ст.) 1758 года Русская армия первый раз взяла столицу Восточной Пруссии - Кенигсберг. Произошло это событие в ходе Семилетней войны, но при этом совершенно бескровно. После того, как в 1757 году прусские войска были разбиты при деревне Гросс-Егерсдорф и Русская армия начала новое наступление на Пруссию, власти и население Кенигсберга решили, что поскольку захват провинции дело решенное, то лучше не подвергать свои жизни опасности, а дома - разрушению и добровольно перейти под российскую корону. Поэтому командующий русскими войсками граф Виллим Фермор сумел занять город без боя. А вскоре и вся Восточная Пруссия оказалась под контролем наших войск и по указу Императрицы Елизаветы Петровны была превращена в русское генерал-губернаторство, а ее население - приведено к присяге на русское подданство.
«10 числа, когда Фермор был в городе Лабио, приехали к нему депутаты от главного города Пруссии - Кенигсберга с просьбою принять их в покровительство Императрицы с сохранением привилегий, и на другой день русское войско вступило в Кенигсберг и встречено было колокольным звоном по всему городу, по башням играли в трубы и литавры, мещане стояли впереди и отдавали честь ружьем», - пишет историк С.М.Соловьев.
То, что местное население не оказало никакого сопротивления Русской армии, отмечал и один из участников этой кампании - писатель и видный русский ученый (тогда офицер) А.Т.Болотов, описывающий это событие следующим образом: «...11-й день генваря месяца был тот день, в который вступили наши войска в Кенигсберг, а вскоре за ними прибыл туда и сам главнокомандующий. Въезд его в сей город был пышный и великолепный. Все улицы, окна и кровли домов усеяны были бесчисленным множеством народа. Стечение оного было превеликое, ибо все жадничали [жадно стремились] видеть наши войска и самого командира, а как присовокуплялся к тому и звон в колокола во всем городе и играние на всех башнях и колокольнях в трубы и в литавры, продолжавшееся во все время шествия, то все сие придавало оному еще более пышности и великолепия».
По словам А.Болотова, граф Фермор был встречен «всеми членами правительства кенигсбергского, и как дворянством, так и знаменитейшим духовенством, купечеством и прочими лучшими людьми в городе». Причем «все приносили ему поздравления и, подвергаясь покровительству Императрицы, просили его о наблюдении хорошей дисциплины, что от него им и обещано». А на следующий день весь город был приведен к присяге российской Императрице, окрещенной тут же местными жителями «кролем Прусским», после чего «главное правление всем королевством прусским началось нашими». При этом Фермором особо подчериквалось, что «жители сами добровольно предались в нашу протекцию».
Приведение местного населения к присяге начиналось с зачитывания манифеста российской Императрицы, в котором проявлялось редкое великодушие к побежденному противнику. Жителям Восточной Пруссии даровались свобода вероисповедания и торговли, а желающие приглашались поступать на службу в Русскую армию и администрацию. При этом русской военной администрацией особо подчеркивалось, что война ведется не с населением края, а исключительно с Фридрихом, которого и следует считать главным виновником несчастий и разорений.
Первым генерал-губернатором новой российской провинции стал Виллим Фермор, которого затем сменили на этом посту Н.А.Корф, В.И.Суворов (отец великого полководца), П.И.Панин и Ф.М.Воейков. Численность населения Пруссии составляла тогда 521232 человека, а в Кенигсберге жило около 40 тысяч человек. Таким образом, отмечал военный историк А.А.Керсновский, «мы приобретали ценную базу для дальнейших операций и, собственно говоря, достигли поставленной нами цели войны».
Среди присягнувших российской Императрице жителей Кенигсберга был и знаменитый философ Иммануил Кант, ставший в этот период, прозванный немцами «первым русским временем», российским подданным. В декабре 1758 года, желая получить освободившееся место профессора в Кенигсбергском университете, «наиверноподданнейший раб Еммануэл Кант» умолял об этой милости Елизавету Петровну, именуя ее «великой женой» и заверяя ее в том, что готов умереть за нее «в глубочайшей преданности».
Российские власти в управлении присоединенным краем руководствовались указом Императрицы Елизаветы Петровны, последовавшем 6 марта 1758 года, в котором были следующие строки: «...соизволяем мы и среди самой войны пещись сколько можно о благосостоянии невиновных худому своему жребию земель, потому их и коммерцию не пресекать, но защищать и вспомоществовать». А 23 мая того же года Елизаветой Петровной был издан указ о разрешении свободного плавания торговых судов в Пруссии: «... усердствуем мы о распространении и свободной общей на Балтийском море коммерции, и соизволяем, что оная не только с землями короля Прусского отсюда и из прочих мест без препятственно производима была, но чтоб и прочие королевства Прусского области... оною пользовались, и в том от нашего флота никакого помешательства не имели».
С 1759 года по заказу российского правительства кенигсбергский монетный двор начал чеканку особых монет с изображением Императрицы Елизаветы Петровны. Таким образом, это была не временная военная оккупация, а фактическое присоединение Восточной Пруссии к Российской Империи. Немудрено, что жители Кенигсберга, как отмечают историки края, за редким исключением совсем не тяготились «русской оккупацией», а напротив, находили в ней для себя «чрезвычайнейшую приятность». Надо сказать, что и прусский король Фридрих II практически смирился с потерей этих земель. «Если они (русские) захотят оставить за собою Пруссию навсегда, то пусть они вознаградят меня с другой стороны», - заявил он, рассуждая о возможных условиях мира.
Однако владение Восточной Пруссией было недолгим. Несмотря на то, что после присоединения Кенигсберга Русская армия успешно продвигалась на запад, взяв в 1760 году Берлин, смерть Императрицы Елизаветы Петровны, последовавшая на Рождество 1761 года, все изменила. Вступивший на Престол Император Петр III, будучи большим поклонником «дядюшки Фридриха», добровольно отказался от всех российских приобретений, сделанных в ходе Семилетней войны, и заключил союз с недавним врагом. Таким образом, как писал А.А.Керсновский, «дочери Петра не суждено было завершить дела, начатого за пять столетий до того Александром Невским. Герцог голштинский спас короля прусского...». Сменившая его на Престоле Екатерина Великая сразу же расторгла союз с Фридрихом, но возвращать Пруссию не стала - внешнеполитическая ситуация для этого уже была неблагоприятной. Вернуться в состав России Кенигсбергу довелось лишь в 1945-м, после победоносного окончания Великой Отечественной войны. Переименованная в 1946 году в Калининград бывшая столица Восточной Пруссии ныне является самым западным владением России.
К 300-летию И. Канта Калининград станет мировым центром историй идей.
https://freunde-kants.wixsite.com/freunde-kants-ru/god-kanta-2024
Иммануил Кант родился 22 апреля 1724 года в Кёнигсберге и скончался там же 12 февраля 1804 года. Он дожил почти до 80 лет, из которых более семидесяти лет провёл в Кёнигсберге. Поэтому нынешний Калининград (бывший Кёнигсберг) является важнейшей локацией, связанной с Иммануилом Кантом.
Без исторической и духовной окружающей среды Кёнигсберга Кант немыслим, он является сыном Кёнигсберга не только в физическом, но и в духовном смысле.
17 марта БФУ им. И. Канта стартовал семинар «Критическое мышление как предмет критики в истории русской и европейской мысли». Он объединил видных российских мыслителей, которые в течение четырех дней будут искать ответы на сложные вопросы. Каким должен быть тип критического мышления у человека 21 века? Применимо ли философское наследие Канта в контексте острых вызовов современности — от глобального потепления до напряженности в международных отношениях? ...
Источник: Балтийский федеральный университет имени Канта, „Александр Федоров: "К 300-летию И. Канта Калиниград станет мировым центром историй идей"“, от 18 марта 2021 г.
См. фотоальбом
Указ Президента Российской Федерации от 20.05.2021 № 300 "О праздновании 300-летия со дня рождения И.Канта"
В связи с исполняющимся в 2024 году 300-летием со дня рождения И. Канта постановляю:
1. Провести в 2024 году мероприятия, посвященные празднованию 300-летия со дня рождения И. Канта. ...
В 2024 году в Калининграде масштабно отметят 300 лет со дня рождения Иммануила Канта. Подготовка к торжествам началась не только среди философов: юбилей мыслителя также стал важной датой для властей и подрядчиков.
Пешеходный мост через Преголю
Строительство пешеходного моста на остров Канта у СК «Юность» планируют возобновить в 2023 году и завершить весной 2024-го. Проектировщики придумали, как сохранить средневековую стену Кнайпхофа.
Благоустройство на острове Канта
В порядок приведут территорию под эстакадным мостом и набережные Преголи. На центральной аллее планируют переложить брусчатку и обустроитьсистему дренажа. В районе моста обустроят детские площадки, организуют декоративное освещение и установят стационарный туалет. Подрядчик отремонтирует набережные вокруг острова. Работы обещали начать весной, сейчас идёт разработка проектной документации
Корпус «Планета Океан»
По контракту комплекс «Планета Океан» должны завершить в 2024 году. Губернатор Антон Алиханов заявил, что корпуса-шар планируют достроить к 300-летнего юбилею Иммануила Канта. В девятиэтажном здании расположатся лаборатории с экспозициями и аквариумами.
К строительству корпуса-шара приступили в 2013 году. За это время на площадке сменилось несколько подрядчиков. Сейчас работы выполняет ООО «СтройМонолитСервис» из Москвы.
Первая очередь кампуса БФУ имени Канта
Новый кампус БФУ имени Канта между улицами Невского и Гагарина будут сдавать в две очереди. Первую рассчитывают завершить в апреле 2024 года. В январе на участке вырубили почти все деревья и начали разработку котлована под здание кампуса.
В студенческом городке появятся здания Высшей школы философии и социальных наук, Биомеда, Института высоких технологий, конференц-центр. Рядом с образовательными и научными объектами построят коммерческую улицу с кафе, магазинами и банками. Подрядчиком работ является московская компания «Монотек Строй». С ней заключили контракт на 15 миллиардов рублей. Сдать кампус планируют в 2025 году.
Музейный квартал
Музейный квартал объединит культурные учреждения и достопримечательности в центральной части города. К 2024 году между ними планируют обустроить пешеходный маршрут протяжённостью более семи километров. В некоторых местах он совпадёт с тропой Канта — дорогой, по которой философ ходил к университету. Маршрут пролегает большей частью по набережным Преголи.
Помимо благоустройства территорий власти приводят в порядок жилые дома вокруг Музейного квартала. Уже отремонтировали фасады зданий на Ленинском проспекте, Старопрегольской набережной, Эпроновской, Октябрьской и других.
Памятник книгам Канта
Ректор БФУ Александр Фёдоров анонсировал установку памятника главным трудам Канта: «Критике чистого разума», «Критике практического разума» и «Критике способности суждения». По словам PR-менеджера университета Александра Вишнякова, в БФУ уже разрабатывают макет.
Ядром юбилея станет международный Кантовский конгресс, который пройдет в Калининграде 22—24 апреля 2024 года.
Ведущие ученые соберутся в городе, где родился, жил, творил и ныне покоится профессор Кант, чтобы обсудить наследие философа, влияние его идей на дальнейшее развитие науки и современность. Одновременно состоятся многочисленные научно-популярные, просветительские, культурные мероприятия для академического сообщества, студенчества, жителей и гостей Калининграда.
Имей мужество пользоваться собственным умом! |
Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 29.
Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом. |
Кант И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 195.
Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так оке как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству. |
Кант И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 205.
Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. |
Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 562.
Человек может стать человеком только путем воспитания. |
Кант И. О педагогике // Сочинения в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 401.
Ум возвышен, остроумие прекрасно. |
Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 90.
Наслаждение – чувство, которое способствует жизни. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 261.
Наслаждение, достигнутое своими усилиями <…> ощущается вдвойне. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 269.
Быть модным — дело вкуса. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 277.
Все-таки лучше быть глупцом по моде, чем глупцом не по моде. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 277.
Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. |
Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 8 т. Т. 3. М.: ЧОРО, 1994. С. 90.
Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. |
Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 8 т. Т. 3. М.: ЧОРО, 1994. С. 90.
Хитрость ничтожна, но красива. |
Кант И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 90.
Сильный человек добр. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 355.
Прекрасное есть символ нравственно доброго. |
Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 8 т. Т. 5. М.: ЧОРО, 1994. С. 195.
Дайте мне материю, и я построю из нее мир. |
Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Сочинения в 8 т. Т. 1. М.: ЧОРО, 1994. С. 123.
С того дня, когда человек начинает говорить о себе Я, он везде, где только возможно, проявляет свое любимое Я. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 143.
Чем цивилизованнее люди, тем больше они актеры. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 169.
Любая человеческая добродетель – в общении разменная монета; тот, кто принимает ее за чистое золото, – ребенок. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 171.
Глупец тот, кто жертвует тем, что имеет ценность, ради целей, которые никакой ценности не имеют. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 238.
Того, чья глупость оскорбительна, называют дураком. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 238.
Человеку присуща естественная склонность сравнивать себя в своем поведении с тем, кто более значителен. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 277.
Человек должен быть воспитан для добра. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 366.
Политика говорит: «будьте хитроумны, как змеи», мораль прибавляет <…>: «и чисты, как голуби». |
Кант И. К вечному миру // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 37.
Хотя всякое наше познание и начинается с опыта, отсюда вовсе не следует, что оно целиком происходит из опыта. |
Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 8 т. Т. 3. М.: ЧОРО, 1994. С. 40.
Моральный закон свят. |
Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 478.
Человек, правда, не так уж свят, но человечество в его лице должно быть для него святым. |
Кант И. Критика практического разума // Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 478.
Долг есть необходимость поступка из уважения к закону. |
Кант И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 169-170.
Приятное для человека то, что доставляет удовольствие, прекрасное – то, что просто нравится, доброе – то, что ценится, одобряется. |
Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 8 т. Т. 5. М.: ЧОРО, 1994. С. 47.
Приятное ощущают и неразумные животные, красота значима только для людей. |
Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 8 т. Т. 5. М.: ЧОРО, 1994. С. 47.
Гений – это талант (дар природы), который дает искусству правила. |
Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 8 т. Т. 5. М.: ЧОРО, 1994. С. 148.
Нежную любовь следует, конечно, отличать от супружеской. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 355.
Душа молчаливая, преисполненная чувства, есть величайшее совершенство. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 356.
Каждый трус – лжец, но не наоборот. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 361.
Сангвиник устремляется туда, куда его не просят. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 383.
Холерик не идет туда, куда его приглашают без соблюдения правил приличия. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 383.
Меланхолик заботится о том, чтобы его вообще не приглашали. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 383.
В домашней жизни меланхолик скуп, сангвиник – плохой хозяин, холерик корыстолюбив, но склонен к роскоши. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 383.
Меланхолик ревнив, холерик властолюбив, сангвиник распутен. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 383.
Мораль, стремящаяся бескорыстно помочь всем, химерична. |
Кант И. Заметки в книге «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Сочинения в 8 т. Т. 2. М.: ЧОРО, 1994. С. 392.
Характер – это способность действовать по принципам. |
Кант И. О педагогике // Сочинения в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 442.
Поэзия есть игра чувственности, упорядоченная рассудком. |
Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // Сочинения в 8 т. Т. 7. М.: ЧОРО, 1994. С. 279.
Чем больше привычек имеет человек, тем меньше он свободен и независим. |
Кант И. О педагогике // Сочинения в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 423.
Цветы — свободная красота природы. |
Кант И. Критика способности суждения // Сочинения в 8 т. Т. 5. М.: ЧОРО, 1994. С. 67.
Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. |
Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в 8 т. Т. 3. М.: ЧОРО, 1994. С. 94.
Доброе воспитание как раз есть то, из чего возникает все добро на свете. |
Кант И. О педагогике // Сочинения в 8 т. Т. 8. М.: ЧОРО, 1994. С. 407.
Cчастье есть идеал не разума, а воображения. |
Кант И. Основоположения метафизики нравов // Сочинения в 8 т. Т. 4. М.: ЧОРО, 1994. С. 192.
(исп м-лы СМИ; Андрей Иванов, доктор исторических наук)