УСПЕНСКИЙ ПОСТ

Военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова поздравляют всех православных христиан с праздником Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и началом Успенского Поста!

 

 

         14 августа Церковь отмечает сразу четыре значимых события: начало двухнедельного Успенского поста, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают в этот день и святых мучеников Маккавейских из Ветхого Завета.

         Успенский пост обрамлен тремя праздниками, посвященными Иисусу Христу, Спасителю человечества. Это 14 августа - праздник Всемилостивого Спаса (народное - "Медовый спас"), день Преображения Господня ("Яблочный спас") - 19 августа и день перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа ("третий спас, ореховый спас") - 29 августа. И хотя священники постоянно напоминают о том, что слово "спас" сокращение от "Спаситель", и есть явная несуразность в том, когда говорят "медовый спас", или "яблочный спас", названия сначала просто бытовали в народной речи, а сейчас утвердились в СМИ, которые тиражируют их в качестве главных. Воевать с интернетом и СМИ бесполезно, лучше постараемся ликвидировать неграмотность, объясняя суть отмечаемых праздников.

         Еще одно историческое событие, вспоминаемое 14 августа - победа святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. Или празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, князь Андрей, не случайно прозванный Боголюбским, пошел походом на завоевателей. С собой Андрей взял образ Богородицы и Крест, которые несли перед войском. Готовясь к сражению, причастившись, благоверный князь обратился к Богородице с молитвой: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем пред иконой пали на колени и полководцы, и все воины. Приложившись к образу, кинулись в битву и обратили булгар в бегство. В память о победах, одержанных по молитвам Спасителю и Пресвятой Богородице, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

         Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели – от 14 до 27 августа. Успенский пост дошел до нас с древних времен Христианства. Он не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.

         В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей. До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август». В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

         Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь. В посте телесном на первом плане - воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном - воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и похоти. Там - оставление пищи скоромной - более питательной и употребление пищи постной - менее питательной; здесь - оставление прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

         Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, - напрасно утешаемся неядением: ибо - если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

         И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям - в Царской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». 

         Таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

         В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

         В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами и греческого Императора Михаила над сарацинами. По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника – медовый Спас).

Как правильно провести Медовый Спас и почему мед тут дело десятое 

         Если с утра 14 августа 2023 года вам начнут приходить картинки с медом и поздравления "С Медовым спасом" - не верьте глазам своим, здесь явные ошибки. Во-первых, праздничный день 14 августа - совсем не про мед. Во-вторых, слово "спас" применительно к празднику надо писать с заглавной буквы - "Медовый Спас". В-третьих, день этот раньше называли не только "Медовый Спас", но и "Мокрый Спас", "Спас на воде". И в-четвертых, 14 августа - день не одного, а сразу четырех праздников, издавна любимых народом. А еще этот день особенный для всех Антоновых, Елизаровых, Гурьевых, Евсеевых, Алимовых, Маркеловых, потому что один из церковных праздников, отмечаемых 14 августа, и подарил русским эти замечательные фамилии. Но обо всем по порядку.

         Итак, на 14 августа у нас выпадает начало Успенского поста, праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, вспоминают 14 августа и святых мучеников Маккавейских из Ветхого Завета. Сложновато? Обещаю, начнем разбираться, и все прояснится. А заодно мы поймем, откуда взялось название "Медовый Спас", и почему народ а этот день лакомился постными блинами с медом да маком.

         Двухнедельный Успенский пост (14 августа - 27 августа) хоть и короткий, но такой же строгий, как и Великий. Установлен он для подготовки к дню Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). Слово "успение" означает мирную кончину, схожую с погружением в сон. Большинство верующих во время Успенского поста руководствуются не строгим монастырским уставом, а просто отказываются от мясного, молочного, яиц и рыбы, взяв на это благословение священника. Послабления в пост - больным, беременным, много работающим. И хотя 14 августа - начало поста, но день-то праздничный, поэтому и еда в этот день тоже праздничная. Но об этом позже.

         Следующее событие - Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня: звучит малопонятно, на деле все просто. В русском названии праздника слово "происхождение" затесалось по ошибке - неверный перевод греческого слова, означающего "крестный ход". Чтобы прояснить, что речь идет именно о передвижении Креста, на котором был распят Христос, в скобках дали уточнение: изнесение. Для современного человека стало еще непонятней. Хотя ничего мудреного тут нет. Праздник - дань традиции. Еще в Константинополе IX века заметили: Крест, на котором распяли Христа, то есть Крест Господень, не раз спасал от эпидемий. Поэтому в августе, в самый пик жары, его выносили из домовой церкви византийских императоров и несли ("износили", как говорят в Церкви) в храм Святой Софии, где Крестом освящали воду. Потом святыню с молитвой носили по городу для "отвращения болезней". Позже это закрепилось и как праздник, и как обычай освящать в этот день воду. Поэтому 14 августа в храмах в центр выносят Крест - святыню христианства, а после литургии служат чин малого водосвятия. Вместе с водой освящают и мед, отсюда названия - Медовый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде.

         С эпитетами медовый и мокрый разобрались, теперь выясним, откуда слово "Спас", и почему его пишут с заглавной буквы. 14 августа Церковь вспоминает победу святого благоверного князя Андрея Боголюбского над волжскими булгарами в 1164 году. Или празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, то есть празднество Всемилостивому Спасителю и Пресвятой Богородице. Поволжские булгары теснили Ростовские и Суздальские земли, и князь Андрей выступил против захватчиков. С собой на битву Андрей взял образ Богородицы и Крест, которые несли перед войском. Готовясь к бою, причастившись, князь обратился к Богородице с молитвой: "Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров". Вслед за князем перед иконой молились и воины. А кинувшись в бой, они обратили булгар в бегство. Через века длинное название праздника в честь победы сократилось до краткого - "Спас", то есть сокращение от имени Бога - Спаситель. Именно поэтому мы пишем это слово с заглавной буквы - Медовый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде.

         И наконец, о святых ветхозаветных мучениках Маккавейских и о том, почему в этот день в народе лакомились блинами с медом да маком. Про мед мы уже сказали. Блины - издревле символ сытости, радости, даже постные. А мак? Как считают этнографы, он попал на праздничный стол из созвучия с Маккавейскими мучениками, чью память церковь тоже отмечает 14 августа. Святые ветхозаветные, то есть живущие до Христа, мученики Маккавейские так истово верили в Бога Истинного, что приняли мученическую смерть от рук язычников. Приняли смерть, но не осквернили себя поклонением Зевсу. И хотя святые пострадали в 166 году до н. э., имена их живы до сих пор - не только в Церкви, но и в русских фамилиях: наши предки называли родившихся в начале августа по святцам, а от имен возникали фамилии.

Семь братьев - Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар жили во времена, когда сирийский царь Антиох Эпифан насаждал в Иудее язычество, осквернив Иерусалимский храм статуей Зевса. Иудеев принуждали поклоняться идолу, но семейство Маккавеев не покорилось. Мученическая смерть братьев Маккавеев так потрясла священника Маттафию и его сыновей, что они подняли восстание против Антиоха, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от скверны.

         Русский народ воспринял этот библейский сюжет с огромным сочувствием. Вот судят девяностолетнего старца законоучителя Маккавеев Елеазара, но он твердо идет на муку и остается верным Богу. Вот на глазах у матери и братьев погибает старший из мальчиков Маккавеев, Авим, потом мученическую смерть принимают остальные. Но не отрекаются от Бога. Вот Соломонии предлагают: спаси жизнь последнему сыну, отрекись от своего Бога. Но она остается верна Господу. Русским была близка такая верность, и праздник органично вошел в народную жизнь, одухотворяя самое приземленное - быт.

         Дело ведь не только в том, что мед нового сбора, да и мак как раз поспевали к празднику Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы. В народном сознании и то и другое - безусловные дары Божьи человеку. Потому их и приносили в храм для освящения. И мед становился уже не просто лакомством, а воплощением Божьей Благодати, милости Бога к нам. А радостью от этого надо делиться. Вот и говорили: "на Первый Спас и нищий медку попробует", "не оскудеет рука дающего". Вот и делились - с ближними, с дальними - медом, постными блинами на меду с маком. Так праздник духовной нитью связывал прошлое с настоящим, история становилась частью жизни.

         И еще одна, увы, забытая традиция. На Первый, то есть Медовый, Спас устраивали так называемые сиротские и вдовьи помочи, на которые сходились после службы в храме. Работа помочью - это труд за угощение. Стройка или ремонт в беднейшем доме. "На вдовий двор хоть щепку кинь", "с миру по нитке - голому рубаха" - это все оттуда, с сиротских и вдовьих помочей. Для таких общенародных работ существовали и особые приговоры, произносимые сердобольной Русью нараспев. "Ты - за себя, мы - за тебя, а Христов Спас - за всех нас. Не нами уставлено - не нами и кончится!"

(исп м-лы СМИ; Написано на основе информации из интернет-СМИ; Православие.Ру)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».