СОШ№135:   Великий Четверток страстной седмицы Великого Поста

Великий четверг — это четвёртый день Страстной недели. В этот день Церковь возвращает верующих к Тайной вечере — последнему ужину Христа со своими учениками накануне Его крестных страданий.

Во время богослужения в храме вспоминают четыре евангельских события, произошедших именно в четверг:

  1. Омовение Христом ног Своим ученикам перед Тайной вечерей.
  2. Молитва Христа в Гефсиманском саду.
  3. Иудино предательство.

Великий четверг также называют Чистым четвергом. В этот день верующие стараются исповедоваться и причаститься, а также подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

         В Великий или Чистый четверг - четвертый день Страстной недели - Церковь возвращает нас к Тайной вечери. Событию, которое произошло перед тем, как Христа взяли под стражу.

         Тайная Вечеря - это последний ужин, трапеза Христа со Своими учениками накануне Его крестных страданий. Во время богослужения в храме вспоминают четыре евангельских события, произошедших именно в четверг.    Первое событие - омовение Христом ног Своим ученикам перед Тайной Вечерей. Это омовение было знаком глубочайшего смирения Христа и Его любви к Своим ученикам.

         Во время этой же вечери, как сказано в Евангелие, "диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту" мысль предать Христа. И Иисус, видя сердце предателя, сказал об этом на вечере, как бы давая Иуде возможность остановиться. Об этом евангельском эпизоде тоже говорится во время службы.

         Третье событие, которое мы вспоминаем во время богослужения, очень важно для каждого верующего. Дело в том, что именно во время Тайной вечери Христос установил Таинство Евхаристии. Греческое слово "евхаристия" означает "благодарение". В христианстве Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой, Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати), единения верующего с Богом. Установленное Христом во время Тайной вечери, Таинство и поныне совершается в каждом храме во время каждой Божественной Литургии. Многие верующие стараются причаститься именно в Великий Четверг.

         И, наконец, четвертое евангельское событие, которое вспоминают во время Литургии в Великий Четверг - это молитва Христа в Гефсиманском саду. Иисус знал, что Ему предстоит, "душа Его скорбела смертельно", и, как сказано в Евангелии, Он молился "до кровавого пота". Это моление Христа часто называют "молением о чаше", потому что, взывая к Богу Отцу, Христос просил, чтобы, если возможно, "миновала Его участь сия": "Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня", - но дальше добавлял слова полного смирения перед грядущей участью и волею Бога Отца: "впрочем, не как Я хочу, но как Ты".

         Вот эти четыре важнейших евангельских события вспоминают в храмах в Великий Четверг Страстной недели во время Божественной Литургии.

         Так в Евангелие от Матфея рассказывается о событиях Великого четверга: "Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

         И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

         Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

         И, воспев, пошли на гору Елеонскую.

         Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

         Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

         И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: тáк ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.

         Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.

         И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его" (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 20-49).

         Во время вечерней службы в Великий Четверг читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной смерти Христа, вспоминаются слова Христа на кресте, Его распятие и погребение.

         По давней православной традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. И потом, после службы этот огонек приносится домой, и на переплетах окон, на дверных косяках коптится крестик. Этот обычай идет со времен ветхозаветной Пасхи. Верующие, пришедшие в храм вечером в Великий Четверг, заранее готовятся к тому, чтобы донести до дома свечку не потухшей, помещая ее для этого в специальную лампаду.

         Великий Четверг называют еще Чистым Четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения - в этот день все стараются исповедоваться и причаститься, а с другой стороны, имеется в виду бытовая сторона нашей жизни. Именно в Чистый Четверг верующие стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к Великому Светлому Воскресению.

Чистый четверг: значение, как провести день правильно, что надо сделать 

         2 мая 2024 года у православных верующих особый день - Чистый четверг. Название "Чистый" четвертый день Страстной недели (он же Страстной четверг и Великий четверг) получил вовсе не потому, что многие хозяйки в этот день проводят уборку перед Пасхой. И не потому, что, желая не болеть целый год и шепча наизусть "Отче, Наш…", с утра пораньше моются - обязательно до утренней зари.

         Нет, причина, по которой четверг Страстной недели именуется Чистым, другая. В этот день, говорят священники, надо стремиться очистить не свой дом и даже не тело, а душу. То есть исповедоваться и причаститься. Потому что именно в этот день почти две тысячи лет назад Иисус Христос установил Таинство Причащения. А еще в Чистый четверг осуществляется старинный обряд омовения ног, когда епископ омывает ноги священникам. Но и это на самом деле не о внешней чистоте, а о внутренней. Но обо всем по порядку.

         У православных полным ходом идет Страстная неделя, дважды в день храмы призывают верующих на богослужения. И если в Великий понедельник и в Великий вторник в церквях еще свободно, то с вечера Великой среды, когда почти везде совершается общая исповедь, народу заметно прибавляется. А уж на долгие, потрясающе красивые службы Чистого четверга, погружающие нас в события, происходившие две тысячи лет назад, людей собирается так много, что если опоздаешь, стоять придется на улице.

Богослужения Чистого четверга очень значимы, их стараются не пропускать. Наши предки, если судить по русской классике, умели распределить свое время так, чтобы с хозяйственными хлопотами покончить до этого дня, или, по крайней мере, занимались ими в перерывах между богослужениями. Считалось, что, участвуя в литургии Великого четверга, мы участвуем в той самой Тайной вечере, когда Иисус установил главное христианское Таинство - Таинство Причащения.

         Тайная вечеря и предательство Иуды

Тайная вечеря - это ужин Христа вместе с Его учениками, апостолами, который произошел вечером (отсюда название "вечеря") накануне празднования ветхозаветной Пасхи. Евреи отмечали свою Пасху (Песах) в память о чудесном освобождении из четырехсотлетнего рабства в Египте. Христианская Пасха - тоже праздник освобождения, но освобождения от рабства греху и порожденной им смерти. Тайным этот вечерний ужин Иисуса с учениками был потому, что власти уже искали возможности убить Спасителя.

В Великую среду Страстной недели в храмах вспоминают, как первосвященники и старейшины уже не просто строили планы убийства Христа, но и оценили Его жизнь в 30 сребреников - цена раба в то время. Такие деньги они предложили одному из апостолов Иисуса - Иуде Искариоту, который после этого разговора стал искать удобного случая, чтобы предать Христа в руки властей.

Омовение ног

Но вернемся к Тайной вечере. Сын Божий, Творец мира совершает обряд, который обычно на Востоке совершали рабы для господ: Иисус омывает своим ученикам ноги. Апостолы поражены действиями божественного учителя. Они молча принимают омовение. Только апостол Петр, человек горячий, не может сдержать чувств: "Господи! - восклицает Петр. - Тебе ли умывать мои ноги?" И Христос отвечает: "Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после… Если не умою тебя, не имеешь части со Мною". Своим примером Господь показал не только любовь к ученикам, но и научил их смирению - чтобы они не считали унижением для себя служить ближнему. То есть омовение ног - это не про чистоту, это про смирение и великую любовь к ближнему. А еще про умаление Христа. Умаление Господа до самого малого, самого презренного - до раба. Это самоумаление Сына Божьего достигнет апогея, когда Он, безгрешный, отдаст Себя на распятие - на казнь, которой подвергались презреннейшие из преступников. И сделает это Иисус из любви к нам, людям.

И в наши дни в Великий четверг за архиерейским богослужением порой совершается обряд омовения ног. По окончании литургии при чтении Евангелия об омовении ног архиерей в память о смиренном поступке Христа омывает ноги священников.

И снова вернемся к евангельскому рассказу, звучащему в Чистый четверг в церкви. Петр, услышав слова Христа: "Если не умою тебя, не имеешь части со Мною", в искреннем порыве, желая этого единения со своим учителем, просит: "Господи! Не только ноги мои, но и руки и голову". И Иисус отвечает: "Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все". Христос знал, что на этой Его последней трапезе с учениками сидит предатель. "Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня". Ученики опечалились, каждый спрашивает: "Не я ли, Господи?" И Христос отвечает загадочное: "Один из двенадцати, обмакивающий со Мною в блюдо". И дальше: "Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, (то есть предначертанное совершится - прим. "РГ"), но горе тому человеку, которым Сын человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться". Как сказано, при этом "Иуда, предающий Его", спросил: "Не я ли этот предатель?" И Иисус отвечает: "Ты это произнес…"

Христос знает, что Иуда уже договорился за 30 сребреников - сумма незначительная - предать Его: сердце Иуды не тайна для Сына Божьего. Но Он дает предателю еще один шанс… Богословы так объясняют эту ситуацию: Господь дает шанс покаяться, исправиться каждому, и оставляет за человеком право выбора, уважая его свободу воли.

Таинство Причащения

На Тайной вечере произошло еще одно событие - крайне важное! - установление Таинства Евхаристии, или Причащения. Греческое слово "евхаристия" означает "благодарение". В христианстве Евхаристией называется Таинство причащения Тела и Крови Христовой, Таинство благодатного (то есть совершенного по воздействию благодати) единения верующего с Богом.

"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая".

Это очень важные для всех нас слова. Отныне мы имеем точный путь, точный способ, как спастись. Больше того, Иисус связывает Таинство Причащения с нашей надеждой, нашим упованием на жизнь вечную.

"Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день".

Поэтому события Великого Чистого четверга так важны, поэтому мы напоминаем о них постоянно: на Тайной вечере Иисус указал нам средство единения с Богом, дал, по слову священномученика Игнатия Богоносца, "лекарство бессмертия".

Молитва в Гефсиманском саду

Во время этой же Тайной вечери Христос предсказал ученикам, что они окажутся слабы, не смогут поддержать Его в роковую минуту… Так и случилось. И на богослужении Чистого четверга мы вспоминаем моление Иисуса Христа в Гефсиманском саду, моление до кровавого пота, моление в одиночестве, когда ученики Его спали...

"Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты".

Иисус молится, ученики Его заснули, а к месту моления в эту глухую, страшную ночь подбираются стражники, ведомые Иудой... Вот эти события мы вспоминаем в Великий четверг.

Богослужения и традиции

На утренней службе Чистого четверга каждый верующий, по примеру апостолов, стремится соединиться с Христом в Таинстве Причащения. За богослужением несколько раз произносится молитва "Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…" Эту молитву поет хор, читает священник, повторяют все верующие. В ней христианин просит у Бога сделать его причастником Тайной вечери, ныне совершающейся в храме.

Перед вечерней службой в центр храма выносится Крест, а на самой долгой вечерней службе Великого четверга читаются отрывки из Евангелия, повествующие о последних днях земной жизни Сына Божьего. Всего отрывков 12 - по числу апостолов, и верующие с зажженными свечами, видя перед собой орудие крестной смерти Спасителя, вслушиваются в слова, повествующие о крестных страданиях, распятии, погребении Христа.

Существует удивительная традиция приносить со службы Великого четверга домой зажженную страстную свечку. Верующие стараются сделать все, чтобы огонек в ней не потух. Трогательно видеть, как после вечерней службы, уже в сумерках, из храмов тянется вереница огоньков, защищенных лампадами. Зажженные огоньки напоминают нам о том, что христиане призваны быть в этом мире светом, рассеивающим темноту ночи.

Завтра, 3 мая 2024 года, Великая пятница - самый скорбный день в году. Именно в пятницу совершилось распятие и крестная смерть Христа на Голгофе.

Великий Четверток страстной седмицы Великого Поста

         И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28)

В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12-17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток.

Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской.

На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13, 1-30). Прекратив спор Апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий, и предсказав Апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и Свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, – на гору Елеонскую (Лк. 22, 24-28; Мф. 26, 30-35). Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там, и взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал скорбеть и тосковать. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал ученикам Своим Богочеловек. Отойдя от них на вержение камня, Он преклонил главу и колена, и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к Ученикам Своим и говорил им: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели.

Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями скорбевшим Апостолам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.

Около полуночи приходит в сад предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним на встречу и словами: Это Я, коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф. 26, 36-56; Мк. 14, 32-46; Лк. 12, 38-53). Так Господь, являвший продолжение земной Своей жизни Божественное всемогущество и власть над законом естества, словом: Это Я повергший на землю предателя с народом, имевший во власти Своей легионы Ангелов, но пришедший принести Себя в жертву за грехи мира, добровольно и смиренно предает Самого Себя в руки грешников!

По традиции все верующие в этот день причащаются Святых Христовых Тайн. /Протоиерей Г.С. Дебольский/

Евангелие от Матфея

Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. При сем и Иуда, предающий его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте от нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, пошли на гору Елеонскую. Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы мне и надлежало умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.

Потом приходит Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Мф. 26, 21-3

Толкование на святого евангелиста Матфея

Как многие ныне говорят: желал бы я видеть лицо Христа, образ, одежду! Вот, ты видишь Его, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его. Ты желаешь видеть одежды Его, а Он дает тебе самого Себя и не только видеть, но и касаться, и вкушать, и принимать внутрь. Итак, никто не должен приступать с пренебрежением, никто с малодушием, но все с пламенною любовью, все с горячим сердцем и бодростию. Если иудеи ели агнца с поспешностью, стоя и имея сапоги на ногах и жезлы в руках, то гораздо более тебе должно бодрствовать. Они готовились идти в Палестину, ты же готовишься идти на небо. Поэтому должно всегда бодрствовать, – немалое предстоит наказание тем, которые недостойно приобщаются. Подумай, как ты негодуешь на предателя и на тех, которые распяли Христа. Итак, берегись, чтоб и тебе не сделаться виновным против тела и крови Христовой. Они умертвили всесвятое тело; и ты принимаешь его нечистою душою после столь великих благодеяний. Во самом деле, Он не удовольствовался лишь тем, что сделался человеком, был заушен и умерщвлен; но Он еще сообщает Себя нам, и не только верою, но и самим делом делает нас Своим телом. Насколько же чист должен быть тот, кто наслаждается безкровною жертвою? Насколько чище лучей солнечных должны быть – рука, раздробляющая плоть Христову, уста, наполняемые духовным огнем, язык, обагряемый страшною кровью! Помысли, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут Ангелы, и на что не смеют взглянуть без страха, по причине сияния, отсюда исходящего, тем мы питаемся, с тем сообщаемся и делаемся одним телом и одною плотию со Христом. Какой пастырь питает овец собственными членами? Но что я говорю – пастырь? Часто бывают такие матери, которые новорожденных младенцев отдают другим кормилицам. Но Христос не потерпел этого, но Сам питает нас собственною кровью, и через это соединяет нас с Собою. Размысли же, что Он родился от вашего естества. Но ты скажешь: это не ко всем относится. Напротив, ко всем. Если Он пришел к нашему естеству, то очевидно, что пришел ко всем; а если ко всем то и к каждому в отдельности. Почему же, ты скажешь, не все получили от этого пользу? Это зависит не от Того, Который благоволил совершить это для всех, но от тех, которые не восхотели. С каждым верующим Он соединяется посредством таин, и сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому; и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял твою плоть. Итак, удостоившись такой любви и чести, не будем предаваться безпечности. Не видите ли, с какою готовностию младенцы берит сосцы, с каким стремлением прижимают к ним уста свои? С таким же расположением и мы должны приступать к этой трапезе и к сосцу духовной чаши, – или лучше сказать, мы с большим еще желанием должны привлекать к себе, подобно грудным младенцам, благодать Духа; и одна только у нас должна быть скорбь – та, что мы не приобщаемся этой пищи. Действия этого таинства совершаются не человеческою силою. Тот, Кто совершил их тогда, на той вечери, и ныне совершает их. Мы занимаем место служителей, а освящает и претворяет дары сам Христос. Да не будет здесь ни одного Иуды, ни одного сребролюбца. Если кто не ученик Христов, то пусть удалится; трапеза не допускает тех, кто не таковы. Это та же самая трапеза, которую предлагал Христос, и ни чем не менее той. Нельзя сказать, что ту совершает Христос, а эту человек; ту и другую совершает сам Христос. Это место есть та самая горница, где Он был с учениками; отсуда они вышли на гору Елеонскую. Выйдем и мы туда, где простерты руки нищих; это именно место есть гора Елеонская; множество же нищих – это маслины, насажденные в доме Божием, источающие елей, который будет полезен для нас там, который имели пять дев, и которого не взявши, другие пять погибли. Взявши этот елей, войдем, чтобы нам с горящими светильниками выйти на встречу Жениха. Взявши этот елей, выйдем от сюда. Не должен приступать сюда ни один безчеловечный, ни один жестокий и немилосердый, словом – ни один нечистый. /Святитель Иоанн Златоуст/

Песнопения из службы в четверг Страстной седмицы Великого Поста

Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

«Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Вместо Херувимской песни

Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведного Судию предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе.

«Когда достохвальные ученики на умовении ног во время вечери просвещались, тогда злочестивый Иуда, объятый недугом сребролюбия, помрачался, и беззаконным судьям Тебя, праведного Судию, предает. Посмотри, пекущийся о богатствах, на того, кто из-за них удавился! Избегай такого неистовства души, дерзнувшей идти против своего Учителя! Благий ко всем Господи, слава Тебе!»

Православие.Ру 

(исп м-лы СМИ;  Информация подготовлена по сведениям открытых источников)

Над выпуском работали
военкоры отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова - МС «ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР»:
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Смирнова Софья - старпом экологического клуба;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — руководитель, военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример», «Патриот Пермского края», член РГО, РВИО, РБО, ДПФ.