«Экологическое путешествие длиною в 300 лет» в СОШ №135 выпуск №2 «Лесные пожары» ч.1 «Зелёное золото»

 08.06.2022г. состоялось совещание экологического клуба отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова. Учитель географии Екатерина Бояринцева рассказала о работе по проекту «Экологическое путешествие длиною в 300 лет», выполнении календарного плана — природоохранных мероприятий.

В ЛЕТНЕМ ШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ «пошли экскурсии», О.А. Красных разослала «гонцов-учеников» читать лекции по классам, Н. С. Мещерикова сразу организовала в отрядах выставку рисунков, А.С. Куляпин открыл двери музея, где лекции шли в рамках киноклуба. Работа «закипела», ведь зеленые символы муниципальных образований Пермского края - инновация в его символике, демонстрирующая жителям природное наследие края, формирующая его «зеленый имидж», отличающий наш регион от других территорий России.

Вспомним «Аллею Пермского края», которая знакомит с 24 деревьями и кустарниками – зелеными символами Пермского края и муниципальных образований региона, избранными в 2014 году.

Больше того, «Зеленые символы малой Родины» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов и была нам представлена на «Лесном форуме», а также на заседании пермского отделения русского ботанического общества в ПГНИУ.

Это мероприятие посвящено популяризации растения-символа Пермского края гинкго двулопастного. Это древнее дерево, появившееся во времена Пермского геологического периода, в настоящее время выращивается в Ботаническом саду имени А.Г. Генкеля ПГНИУ.
В 2014 г. именно гинкго было избрано зеленым символом Пермского края.

Учитель Александр Куляпин :

- Лес — это «зелёное золото». Вот главный смысл. С него начинается воспитание. Это «точка опоры» нашей деятельности. Лес, дерево — беззащитны. Из века в век верно несут они свою зелёную службу, безропотно отдают себя во власть человека. Но пользоваться этой властью надо разумнее, если ты — настоящий человек, если ты действительно любишь своё родное Прикамье, свою Родину. Нам очень хочется напомнить всем, что 31 мая исполнилось 123 года со дня рождения Леонида Леонова, писателя и драматурга (1899-1994г.). Блистательный стилист, дважды номинант на Нобелевку, философ традиции Достоевского, автор беспощадной человеческой комедии и в этом смысле наследник Бальзака, Флобера и Золя, он заслужил восхищение Горького, зависть Бунина и поклонение Распутина. День рождения Л. Леонова — дата национального торжества, — говорил о забытом классике классик безусловный, призывая вечность склониться над Россией. Сегодня в нашем выпуске мы хотим напомнить всем нашим читателям, что этот писатель создал очень важное для всех нас произведение — роман «Русский лес» — первый русский экологический роман, писавшийся в те годы, когда об охране окружающей среды никто не слышал. Он и сам, живя в Переделкино, держал невероятный экзотический сад, выращивал растения, которые ему привозили со всего мира.

Но, к сожалению, «Русский лес» ждала самая печальная судьба. Угодивший в категорию «производственных», «совписовских», он оказался чуть ли не единственной в XX веке книгой, непосредственно повлиявшей на исторический процесс. После ее выхода задача озеленения восточных степей приобрела масштаб государственной важности.

Может быть, потому-то Леонов и недооценен, что его сложно устроенная проза требует слишком вдумчивой читательской работы, не дает готовых выводов и схем, настраивает на соразмышление.

Такие понятия, как доблесть, честь, совесть, вера, правда оживают, когда мы открываем для себя такие произведения, обращаемся к лесным символам.
А красота, вещь не простая, она духовного порядка, ее уход из жизни предваряет наше душевное опустошение и затем духовный распад. Наша теперешняя жизнь свидетель тому. Но не всё так плохо, раз мы участвуем в таких экологических конкурсах и проектах.

Каждый, кто обратится к книге Л. Леонова — осознает знание жизни. А точные характеристики и замечания Леонида Максимовича помогут каждому из нас найти для себя новые смыслы, поразится ими:

«Если художник не знает, как вставляется сук в дерево, не знает, как изображать этот узел, — это не художник или плохой художник».

«Важна деталь, — говорил писатель, — открой ее — и через эту деталь, как через увеличительное стекло, выявишь суть предмета».

«Никакого конкретного иллюстрирования, художник должен выявлять не литературно-повествовательную канву, а образное начало произведения, его настроение, должен аккомпанировать автору. Иллюстрация — музыкальное сопровождение произведения».

«Художник не должен думать о том, как изобразить эпоху или свое время. Он сам — его нутро, его нерв, и должен работать только над сокровенным, над тем, что близко его душе. Необязательно гигантские картины писать, работа может быть маленькой, но сокровенной. Художник должен показать свое нутро — и в этом будет отражено время. Должен быть тайничок, и этот тайничок — пульс и нерв эпохи».

Человеческая жизнь, судьба одного человека тесно переплетены с судьбой своей страны, своего народа. От того, что происходит в сердце человеческом, зависит и происходящее в мире. Будет устроение в доме сердечном, будет устроение и в мире.

«Как во время татарского ига, люди и сейчас должны собраться в храме, как тогда, прячась от татар, от смерти, и молились, стены каменные, пение, смотришь в одну точку — там Бог. Если и погибали, то все вместе, в одном храме. Нас может спасти только Бог».

«Нас может спасти только Бог», — повторял он.

Леонид Максимович был глубоко русским человеком с православной душой. Его современники вспоминают, что он читал псалмы Давида, особенно любил повторять сто тридцать шестой псалом “На реках Вавилонских тамо седохом и плакохом...”, который поется за всенощным бдением три субботы подряд перед великим постом;
- кому-то он сказал слова, поразившие до глубины: “Душу, душу надо устраивать, а там и все остальное устроится”.

Странно было слышать эти слова от писателя, создавшего образ борца за родную природу Вихрова и его антипода, представителя лженауки, “духовного отца перебросчиков” — Грацианского. Но в этих словах писателя выразилась вся вековечная народная мудрость, имеющая свою, корневую, глубинную систему, питающую всю русскую литературу и культуру, где основными духовными ценностями, мерилами законов бытия были и являются совесть, сострадание, смирение как антипод “гордыне”, правда, а в основе всего любовь как высшее понимание красоты и гармонии мира, и где устроение души было и остается главной задачей, как сказано было: “Душа человеческая стоит больше, чем все царства мира”.

И нет никакой другой, окольной дороги в рай, кроме как устроение дома сердечного.

Однажды сказал Леонид Максимович, что ожерелье из жемчуга ценно не длиной нити или величиной и округлостью жемчуга, а светом, сиянием, идущим изнутри. Не этот ли свет духовных и нравственных основ являла собой великая русская литература, начиная с Ломоносова, Пушкина, Гоголя и Достоевского?! Не за этим ли светом шли лучшие представители русской культуры к мудрым старцам в Оптину пустынь, ища ответа на мучившие их жизненно важные вопросы о смысле жизни, об устроении народа и назначении человека на земле?! Потом же, укрепившись духовно, несли слово любви и боли за родную землю, несли философско-этическую мораль в мир.

Подобно этому шли в наше время к мудрому человеку и великому писателю Леониду Максимовичу Леонову люди разных возрастов и профессий, государственные мужи и начинающие писатели, ища поддержки в трудном начинании и доброго совета. Да и просто приходили поведать о своих трудностях или поделиться своей радостью. И каждому находилось доброе слово, и каждый уносил с собой частицу света и тепла, излучаемые великим русским писателем Леонидом Максимовичем Леоновым.

Сегодня можно увидеть, как, в лучшем случае, собрания сочинений пылятся на полках библиотек, а в основном и вовсе выбрасываются на помойки за ненадобностью (где-то попадают в макулатуру), из школьных и вузовских программ многие произведения напрочь исключены – то ли по эстетической, то ли по идейной ущербности, да и сама отечественная словесность, если воспользоваться пушкинским определением, «больна» и «в истерике».

Так что Леонид Леонов – фигура для молодого поколения почти неведомая. Те, кто постарше, возможно, тоже вспомнят его с трудом. А между тем Леонид Леонов – персонаж в литературном процессе прелюбопытнейший. К концу жизни (а прожил он без нескольких лет век) Леонов оставался старейшим русским писателем.
Иное дело – роман «Русский лес». За давностью лет, честно сказать, содержание помнится смутно. Перечитывать тоже не перечитывал. Памятен лишь общий пафос – в защиту природы вообще и леса в частности. И противостояние: Грацианский – Вихров.

Впрочем, назовите-ка сами: куда и на что идёт древесина? Всё назвать невозможно, очень длинный список. Из древесины люди научились получать сорок (м.б. и больше) тысяч самых разнообразных предметов и продуктов только лесохимии. На нужды одного человека в течении всей его жизни в среднем расходуется почти четыреста спелых деревьев!

А бумага! Это материал, на котором мы пишем. А газеты, книги, деньги, ценные документы… Современная наука умеет заменять бумагой хлопок, шерсть, кожу, пластмассу и даже металл. Кубометр сосны — это 70 л спирта. Кубометр осины — 1 000 000 спичек. Из одной тонны сухих древесных отходов можно «выжать» 300 кг кристаллической глюкозы, 100 л этилового спирта, 50 кг сухих кормовых дрожжей. «Щепки — не мусор!». «Лес рубить — щепки подбирать!».
А вот дорогая сердцу каждого русского человека белоствольная берёзка — непосредственный участник Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Особое место в семье зелёных собратьев занимает «хлебное дерево» - могучий кедр. В хвойных лесах особенно живительный воздух. Все известные музыкальные инструменты — вышли из наших лесов.

С каждым годом дерево всё щедрее раскрывает перед человеком разные стороны своих возможностей. Древесина вступила в соревнование с металлом и в очень многих случаях выходит победительницей.

Древесина понадобится пра-пра-правнукам. Одну из самых великих жизненных сил нашей планеты увидели и оценили в лесе лучшие человеческие умы ещё в древние времена. Цицерон писал: «Люди, уничтожающие леса, являются врагами общества». Известно, что люди, жившие на месте нынешней Сахары, истребили растительность вокруг своих селений. Этим воспользовались пески. Уничтожение 1 га леса вызывает неизбежную гибель 1 га плодородной земли. В США так были разрушены (в 1934г.) с/х угодья на площади вдвое превышающей Бельгию.

Но пока мы, убаюканные сказками о «неисчерпаемых» лесных богатствах нашей Родины, только снимаем сливки. Мы всё ещё слишком расточительствуем. И это очень серьёзно и очень опасно. Конечно, у нас в Прикамье, леса больше, чем в любом другом государстве Европы, кроме Финляндии. Но эти цифры и усыпляют бдительность, кружат голову, создают впечатление неисчерпаемости лесных запасов. Дереву расти и крепнуть нужно 100 лет. А рубим мы его за минуту. А за год сводим лесные массивы на сотнях и тысячах гектаров. Выход один: использовать отходы.

Мы избалованы обилием леса. Слишком неохотно отказываемся от привычного круглого леса. Медлим с освоением использования отходов, что связано с перестройкой технологий, а значит, с новыми хлопотами и неизбежными трудностями. Живёт ещё подленькая формула: «На наш век хватит». К сожалению, о выращивании новых лесов у нас заботы куда меньше, чем о рубке, особенно вблизи рек.

Поэтому мы и поставили цель в нашем проекте у экологических отрядов школы - формировать экологические знания, практические навыки и умения, в ходе реальной практической деятельности различных групп посетителей на особо охраняемой природной территории г. Перми, в зонах протекания малых рек, осуществить практические природоохранные мероприятия по очистке в долинах рек Ива и Егошиха.

Важно заинтересовать этим вопросом молодежь, чтобы они поняли, как это необходимо — заботиться об охране окружающей среды, по-настоящему любить родную природу. Наверное пора снова становиться юннатами. Интересна судьба юнната! Особенно у тех, кто пишет книги, статьи о животных и тем самым старается содействовать охране природы. Ведь ученые установили, и это на полном серьезе: самый эффективный способ сохранить природу в нашем ненормальном мире — это образование. А что такое книги, если не образование через искусство? И вот в этом мы видим огромную роль нашей школьной печати. Даже юнкоры, военкоры-юнармейцы обязаны каждым своим словом будить в людях спящую ответственность за судьбу леса, пробуждать в них истинную любовь к безмолвному зелёному другу, воспитать чувство необходимости сегодняшней нашей заботы о благе грядущих поколений. В нашем обществе не то что каждая ветка - каждый сучочек, каждая хвоинка, каждый кусок коры должны найти своё применение. И если мы не можем не сводить леса, то мы обязаны — обязаны! - их выращивать и не только на вырубаемых площадях, но и по берегам всех рек и озёр, на местах стародавних вырубок. И наступать, наступать на пустыни зелёным заслоном! Школа, общественные организации и все любители живой природы должны считать своим долгом воспитание во всех без исключения людях того безграничного уважения к лесу, которого заслуживает своей неистощимой щедростью наш верный зелёный друг.

Проект будет способствовать экопросвещению, изменению психологического стереотипа поведения людей в условиях природного парка (рекреации), гуманитарно-экологическому воздействию на личность посетителей, на формирование эмоционального отношения к миру Природы на основе предметного и ясного понимания их значения в современных условиях.

«Срубил дерево — посади два!» - хорошая, умная заповедь уже напрочно вошла в жизнь наших лесничих. Но ещё горят костры, превращающие в дым сотни миллионов рублей. Понятия «лесозаготовитель», «лесоруб» уже давно нет. Очень много функций пришло к лесникам: заготовлять, растить, добывать… - сполна использовать всё великое многообразие щедрот зелёного друга человека. Настоящие лесничие учатся быть рачительными хозяевами всю жизнь. Они познают безграничные возможности дерева. Чтобы многое уметь, сегодняшнему инженеру-лесничему надо многое знать, он творец новых быстрорастущих пород леса, создатель наиболее благоприятных условий для их выращивания. Лес ждёт, зовёт к себе новых хозяев. Не у многих хватает силы идти по жизни трудной дорогой лесничего — лес слабых не любит. Но у каждого человека непременно должна жить в сердце любовь к русскому лесу. Любить лес — совсем не значит быть сентиментальным. Любовь к нему — это просто элементарная дань благодарности за всю его верную службу человечеству.

И если читатель наших «ШКОЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ», накрепко запомнив сорок тысяч обыкновенных чудес леса, станет после этого более уважительно относится к дереву, значит, «Эколето-2022», наш проект «Экологическое путешествие длиною в 300 лет», просветительская кампания «Зеленые символы малой Родины» и наша публикация сделаны не зря.

На востоке бытует такая мудрость: каждый должен вырастить дерево, построить дом, воспитать человека. На долгие годы добрым памятником тебе останется посаженное, выхоженное тобой дерево.

Человеку свойственна тяга к зелени, к природе.

За работу, дорогие товарищи! Изучать список видов деревьев и кустарников – «зеленых» символов муниципальных образований Пермского края мы в нашей ШКОЛЕ №135 - ПРОДОЛЖАЕМ!
№ Муниципальные образования Деревья (кустарники) – символы
Городские округа
1. город Пермь Липа сердцелистная (Tilia cordata Mill.)
2. город Березники Берёза повислая (Betula pendula Roth)
3. город Губаха Ива ломкая или ракита (Salix fragilis L.)
4. город Кунгур Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.)5. Лысьвенский городской округ Пихта сибирская (Abies sibirica Ledeb.)
6. Соликамский городской округ Лиственница сибирская (Larix sibirica Ledeb.)
7. ЗАТО Звездный Липа сердцелистная (Tilia cordata Mill.)
8. Гремячинский городской округ Пихта сибирская (Abies sibirica L.)
9. Городской округ «город Кизел» Кизильник черноплодный (Cotoneaster melanocarpus Fisch. exBlytt)
10. Чайковский городской округ Тополь серебристый (Populus alba L.)
11. Краснокамский городской округ Черёмуха обыкновенная (Padus avium Mill.)
12. Оханский городской округ Ольха серая (Alnus incana (L.) Moench)
13. Горнозаводский городской округ Сосна кедровая или Сибирский кедр (Pinus sibirica Du Tour.)
14. Городской округ – город Кудымкар Сирень обыкновенная (Syringa vulgaris L.)

Муниципальные районы

15. Александровский Сосна кедровая или Сибирский кедр (Pinus sibirica Du Tour.)
16. Бардымский Дуб черешчатый (Quercus robur L.)17. Березовский Берёза повислая (Betula pendula Roth.)
18. Большесосновский Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.)
19. Верещагинский Ель сибирская (Picea obovata Ledeb.)
20. Добрянский Лиственница сибирская (Larix sibirica Ledeb.)
21. Еловский Ель сибирская (Picea obovata Ledeb.)
22. Ильинский Ива ломкая или ракита (Salix fragilis L.)
23. Карагайский Лиственница сибирская (Larix sibirica Ledeb.)
24. Кишертский Вяз гладкий (Ulmus laevis Pall.)
25. Красновишерский Сосна кедровая или Сибирский кедр (Pinus sibirica Du Tour.)
26. Куединский Дуб черешчатый (Quercus robur L.)
27. Кунгурский Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.)

28. Нытвенский Тополь чёрный, или Осокорь (Populus nigra L.)

29. Октябрьский Орешник (Corylus avellana L.)
30. Ординский Орешник (Corylus avellana L.)
31. Осинский Липа сердцелистная (Tilia cordata Mill.)
32. Очерский Яблоня ягодная (Malus baccata (L) Borkh.)
33. Пермский Клён платанолистный (Acer platanoides L.)

34. Сивинский Ель сибирская (Picea obovata Ledeb.)
35. Суксунский Ива белая, или Ветла (Salix alba L.)
36. Уинский Липа сердцелистная (Tilia cordata Mill.)
37. Частинский Клён платанолистный (Acer platanoides L.)

38. Чердынский Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.)
39. Чернушинский Вяз шершавый, или Ильм (Ulmus glabra Huds.)
40. Чусовской Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia L.)
41. Гайнский Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris L.)

42. Косинский Ель сибирская (Picea obovata Ledeb.)
43. Кочевский Ель сибирская (Picea obovata Ledeb.)
44. Кудымкарский Лиственница сибирская (Larix sibirica Ledeb.)
45. Юрлинский Жимолость алтайская (Lonicera altaica Pall. ex DC.)
46. Юсьвинский Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia L.)

ЛЕСОВОДЫ СОШ №135
Более полувека каждое третье воскресенье сентября Россия отмечает День работников лесного хозяйства.
Милана: ребята! Вам нравится эта незаметная аллея из ёлочек у школы?
Миша: школа как родительский дом, здесь начинается история личной жизни каждого. Очень хорошо когда она начинается с посадки дерева. Ведь лес-национальное богатство, а деревья, нами посаженные, — богатство школы.
АС: есть такая поговорка «Лес богаче царя».
Милана: а что это значит?
АС: Наверное авторы поговорки имели ввиду, что богатство леса — в бесконечном его возрождении. Лес чудесен: пока жив, отдаёт себя, не скудея, всем, кто в нём имеет потребность. Но при одном условии: чтобы с ним обходились по-царски, а не по-холопски. Без леса земля превращается в пустыню. Если мы выйдем в лес, который рядом со школой, где проходят уроки, дни ЗОЖ и просто прогулки, сбор ягод и грибов — то увидим сообщество древесных семей, где есть старики, есть родители, сыновья и дочки. Так и здесь в школе. 35 лет назад посадили деревья, потом берёзы и каждый выпускник школы, покидая её оглядывается назад: запомнить получше счастливое место, насквозь пронизанное солнцем, окружённое размашистыми елями, забрызганными в утренний час росой…
Милана: а мы их увидим?
АС: размашистыми они будут лет через 30-40(сорок)!
МЦ: может быть надо было посадить сразу деревья?
АС: втыкать тут сосны по пять метров высотой? - Это большая ошибка: чем старше дерево, тем сложнее оно приживается. Например, у сосны корневая система — стержневая, и если мы выкопаем дерево в возрасте 10 лет, то где-нибудь да повредим его корень.
Именно поэтому для создания леса используются крохотные сеянцы (статус саженцев такие получат только к трем годам) — они практически не видны после всходов травы. Так и мы поступили в школе!
Но дело в том, что работники леса готовят целые поля под лесные культуры, где «вскапывают» почву (подготовка почвы) почти так же, как под овес: но только борозды для деревьев отстоят одна от другой на 3–3,5 метра (это нужно для ухода за растениями). Шаг между сеянцами в борозде — около 70 сантиметров. «Слишком тесно, — подумает биолог-любитель. — Деревья будут мешать одно другому». На деле же все сложнее. Так создаются условия для естественного отбора: — на одном гектаре помещается в среднем 4000 сеянцев. Из них достигнет полного роста приблизительно 500, а это 350 кубометров древесины. В это сложно поверить, но в лесном хозяйстве подсчитаны все деревья, и специалисты лесного хозяйства знают, в каком состоянии каждое из них.
Милана: Мы готовили место посадки, копали ямки, поливали… А как в лесу?
АС: В лесу для укоренения сеянцев используется меч Колесова — чудо-изобретение. Гениальное в своей простоте устройство было придумано в 1883 году директором Харьковского земледельческого училища Александром Колесовым, меч — это лопата с коническим штыком и двумя рукоятями. С его помощью делается глубокая лунка, в которую помещается растение с открытой корневой системой. Потом рядом еще один укол — и корень зажимается.
«Деревья», которые были посажены сейчас заметно выше, растения возле них скошены. А в лесу пока сосенки или ёлочки маленькие и слабые, их могут задушить сорняки. Как бы странно это ни прозвучало, один из них — береза!
Милана: А что может угрожать нашим ёлочкам?
АС: В этом возрасте самый опасный враг— человек. Наиболее сложный период для молодняка, особенно высаженного у дороги. В это время предприимчивые сограждане пытаются сэкономить на предпраздничных расходах. Чтобы защитить деревья, придётся прибегать и к помощи ВАС - учеников!
Милана:
Ребята!
Знайте!

Человеку, непосвященному в лесные дела, может показаться, что лес - это только природное явление. Такое представление не совсем верно. Лес - творение человеческих рук. Его растят, берегут, за ним ухаживают.
Работы выполняемые лесоводами, условно можно было бы подразделить на два производства. В первое входит охрана леса, защита его от болезней и регламентация пользования его дарами. во второе - лесохозяйственные работы по посеву и посадке леса, уходу за ним, прокладка лесных дорог, заготовка и переработка лесных продукции.
Первая часть работы в лесничествах выполняется лесной охраной.
Лесохозяйственные работы производят чаще всего кадровые рабочие лесничеств.
Для удобства охраны лесов и ведения в них хозяйства все лесные земли страны делятся на небольшие участки - лесные кварталы. Площадь их зависит от того, где находится лес и какова его ценность. Сто гектаров - оптимальная величина лесного квартала.
Лесничий участвует во всех лесохозяйственных работах, проводимых в его лесничестве.
Он же контролирует качество этих работ и следит за правилами пользования лесом.
Должность лесничего требует определенной теоретической подготовки по биологическим и техническим данным, которые они приобретают в учебных заведениях. И всё же одних теоретических знаний, которые получает человек, решивший стать лесничим, мало. Есть таланты, которые проявляются только непосредственно при соприкосновении с делом. И среди них профессия лесничего.
Лес, в котором трудишься, знать приходится досконально. И никакие книги личного знакомства с ним не заменят.
Лесничие - посредники между обществом и природой. И нет ничего удивительного в том, что хорошее отношение к ним распространяется и на лес. Заслужить такое доброе отношение может только культурный, честный, добросовестный, работящий человек.
Лесничие обладают и специфическими душевными качествами свойственными людям лесных профессий: это любовь к природе, смелость, находчивость, выносливость.
Милана: Александр Сергеевич! У нас школа современных технологий! А при чем тут посадка леса и наша робототехника?
АС : Очень хороший вопрос! На соревнованиях по робототехнике одна из команд, кстати, представила проект использование роботов при тушении пожаров.
Но я хочу о другом рассказать!
Есть группа лесной биотехнологии Института биоорганической химии РАН! У Российской академии есть огромные наработки в новой и чрезвычайно важной отрасли науки. Ученые не только конструируют хромосомы деревьев, внедряя в них гены, несущие полезные для человека свойства, но и клонируют наиболее ценные породы растений.
Милана: А в чём ТЕХНОЛОГИЯ?
АС: учёные попробовали технологию соматического эмбриогенеза. Суть его вот в чем: из отдельных клеток ценных растений нужно было инициировать зародыш, такой же, как в семенах. Но в семенах зиготический (полученный в результате слияния половых клеток) эмбрион, а этот — соматический (выращенный из обычной клетки растения). Добиться развития зародыша удалось, но возник вопрос — как из него получить семена, такие же удобные с точки зрения использования, как и обычные. Никто же не будет высаживать эмбрионы, долго над ними хлопотать, чтобы они прижились. Учёные придумали капсулу из альгината — биоразлагаемого, безвредного для растений полимера. С такими капсулами можно работать, сеять с их помощью семена.
Учёные разработали дизайн новой генетической конструкции, определили, что она должна изменять, какой признак она будет нести. Затем эта конструкция клонируется. То есть в хромосому вживляется комплекс генов, который должен изменить определенные признаки растения, затем создаются клоны клеток с этими хромосомами, после чего из них выращиваются семена.

Милана: А как связаны ТЕХНОЛОГИЯ и ЭКОЛОГИЯ?
Несмотря на засилье цифровых технологий, потребление целлюлозы и древесины не уменьшается. Все думали, что сейчас будет эра полимеров. Но они производятся в основном из ископаемых углеводородов, а это исчерпаемый ресурс, и цена его в определенных ситуациях может быть очень высокой. Кроме того, это не «зеленая» технология, а «грязная».
Милана : А зачем вообще такие сложности. Не проще ли естественное размножение с помощью обычных семян?
АС: Восстановление леса может идти быстрее. Раз нельзя не рубить, значит, нужно выращивать новое. Срок аренды у нас сейчас — 49 лет, за это время в хвойных лесах можно срубить то, что есть, посадить новые деревья, и больше ничего. С лиственными растениями есть шанс срубить то, что было, посадить новое и потом срубить еще раз. При ускорении роста можно увеличить количество таких циклов.
МЦ: какие растения самые перспективные?
АС : Самая распространенная гибридная осина— североамериканская. Есть, например, тополь дрожащий, populus tremula, а его гибрид с populus tremuloides — очень продуктивное растение.
Сейчас организованы посадки в пяти субъектах РФ. Это 300 гектаров в республиках Татарстан, Марий Эл, а также в Воронежской, Вологодской, Кировской и Московской областях.
РЕБЯТА!
Садите деревья! Участвуйте в экологических акциях!

С нами беседовал наш руководитель МЦ СОШ №135 - Александр Сергеевич Куляпин — в прошлом лесной врач, инженер-лесопатолог. 

См. фотоальбом

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач. исторического музейного клуба;
Миша Зайцев — военкор; эколог-доброволец; старпом нач. клуба;Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Саша Никонов - юнармеец, военкор;
Бояринцева Е.Л. - рук. Проекта, учитель;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».