СОШ№135: встречаем тютора!  реализуем тьюторские технологии в инженерном образовании

 

Тьютор проекта «Школа креативных индустрий в Йошкар-Оле», руководитель Марийской группы МТА, федеральный эксперт, кандидат технических наук приехал в Пермь и сразу в нашу СОШ №135.

         И сразу вопрос:   кто такой учитель?

         И сразу ответ - главное лицо школы и образования. За тьюторами и тьюторскими компетенциями — настоящее и будущее школы. СОШ №135 имеет официальный сертификат №18-22 на реализацию тьюторских технологий в инженерном образовании.

         МАОУ «СОШ № 135 с углублённым изучением предметов образовательной области «Технология» г.Перми уже много лет на гребне волны благодаря практикующим тьюторам, которые осваивают и формулируют сверхзадачи современного образования - развитие проактивности человека. Это выразилось в создании технопарков, IT-кружков. музея, музыкальных и прочих клубов, отряда военкоров юнармии… и т. д.

         Одна из наиболее сложных задач воспитания состоит в том, чтобы соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой. С ранних пор ребенку следует предоставлять свободу поведения (кроме тех случаев, когда он может повредить себе или окружающим). Ребенку следует показывать, что свои цели он может достигнуть только в том случае, если он дает возможность другим достичь их цели. (Удовольствие только в награду за послушание!) Общественное воспитание имеет неоспоримые преимущества, благодаря ему дети привыкают соразмерять свои права с правами других. Здесь же приобретается представление об обязанностях. Воспитывать надо личность, то есть свободно действующее существо, обладающее чувством собственного достоинства и сознательно налагающее на себя обязанности члена общества.

         Навигатор в переводе с латинского — мореплаватель. И он нам всем понадобится. Наш образовательный корабль вместе с XXI веком вышел из устья реки медленной жизни, по которой мы шли все время, и вошёл в открытое море жизни новой, неизведанной нами. Раньше мы ориентировались на два берега (вспомним знаменитую статью Александра Наумовича Тубельского «Два берега реки образования»): правый, более высокий, давал нам образцы классического образования, веками проверенные знания и технологии, отсюда нам посылали приветы Коменский, Ушинский, Корчак, Макаренко, Выготский, Сухомлинский… С левого берега доносились голоса новаторов, первооткрывателей, искателей новых смыслов и способов образования детей в приближающейся иной жизни. Они словно чувствовали грядущие ветра перемен, долетавшие с моря чайки давали им знак, что привычная река скоро закончится. И вот мы вышли в море. Берегов теперь нет. Но над нами есть звёзды!

         Мы встречали автора книги  «Тьюторство – новая педагогика 21 века» - Сергея Ветрова. Он соавтор этой книги с Натальей Хомченко. Эту работу они сделали для нас. Практически написали краткий курс технологии тьюторского сопровождения, обозначили  опорные схемы, комментарии к ним, описание базовых «тьюторских инструментов»,  применение тьюторства на практике.

         Сам Сергей Владимирович провёл мастер-класс с учителями и учениками 10-го класса на уроке физике, где дети «проиграли» и теперь им придётся на физику посмотреть «со всех углов», чтобы она стала освоенным ими предметом.

         Это очень необычная книга. Книги обычно информируют, учат, образовывают. Эта книга не учит, не образовывает и не информирует. Она сопровождает. Потому что это книга о тьюторстве — новой педагогике XXI века. Рассказать о тьюторстве можно только в тьюторском залоге.

         Это значит, что:

    • читать книгу можно, начиная с любого раздела, который вам показался более интересным. Тьютор начинает работать с того, что интересно тьюторанту;
    • книга даст вам возможность попробовать тьюторство в разных форматах и на разных языках: конкретно методическом, литературно-художественном, строго научном, простом разговорном, образно-метафорическом. Тьюторство — это проба в поиске своего языка и своего пути;
    • тьютор отличается от учителя тем, что не ведёт ребёнка, а сопровождает. Сопровождать же можно только идущего. Книга не сможет вас сопровождать в мир нового образования, если вы не откроете её и не начнёте читать. А если начнёте, вас будет сопровождать персональный тьютор, вы увидите его в начале каждой главы;
    • у каждого читателя сложится свой маршрут путешествия по страницам этой книги. Технология тьюторского сопровождения про то, как помочь ребёнку построить свой индивидуальный образовательный маршрут;
    • материалов в книге больше, чем нужно каждому читателю, чтобы понять, что такое тьюторство. Это называется «избыточность»;
    • в книге будет много рефлексивных скамеечек, где вы сможете оглянуться назад и осмыслить свой опыт и свои педагогические принципы. Рефлексия — важнейший элемент тьюторства для становления и усиления своей субъектной позиции;
      • эта книга — посредник между вами и другими специалистами, мастерами разных направлений и разных эпох. Тьютор — посредник между ребёнком и другими взрослыми: учителями, воспитателями, психологами, родителями (прежде всего в вопросах его образования). Тьютор — значимый для ребёнка взрослый, который представляет его образовательные интересы;
    • книга, мы надеемся, расширит границы вашего представления о современном мире и профессии педагога в нём, покажет масштаб грядущих изменений в жизни. Масштабирование — важный элемент тьюторской технологии;
    • мы старались написать книгу в доверительной интонации, искренне и честно, показывая и перспективы, и трудности на пути к новой педагогике. Понимая всю сложность неформальной работы с современными детьми, мы твёрдо уверены в верности избранного вектора, в силе трёх принципов гуманной педагогики. Продуктивная работа с детьми без доверительных отношений невозможна;
    • это конкретная книга о том, как установить доверительные отношения с детьми, как находить и сопровождать их интерес, как повысить мотивацию к учёбе и самообразованию, как способствовать развитию природных способностей и талантов, как помочь в становлении субъектной позиции, самостоятельности, ответственности, взрослении;
    • эта книга — введение в новую педагогику, в новую систему образования, которая востребована новым временем, новым веком. В ней нет отточенных окончательных ответов на многие сложные вопросы, но в ней показаны ориентиры и первые вдохновляющие результаты на этом пути. В ней показано, почему классно-урочная технология, несколько веков дававшая нам опору в деле образования детей, с благодарностью передаёт эстафету новой технологии, в основе которой лежит принцип индивидуализации — технологии тьюторского сопровождения. Книга — пролог, вступление в новое образование, в котором нет вопросов о требованиях и дисциплине. Там, где радостное сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, нет нужды в контроле. Там происходит становление образа человека, там процветает Образование.

         После такой встречи учителям захотелось стать практикующим тьютором,  им стало интересно узнать, что находится на переднем крае тьюторских исследований, что такое культурно-средовой подход и почему сверхзадачей современного образования является развитие проактивности человека.

         Первой выбрала свой маршрут, только ей ведомый путь, (она прочитала книгу, в своём порядке), задала автору вопросы, вступила с ним в дискуссию — учитель СОШ №135 Елена Журавлёва. То есть своими руками «изготовила тьюторский ковчег» и отправилась в плавание(!) в морях и океанах педагогики, образования...

Елена:

         В первый учебный день после весенних каникул нашу школу посетил кандидат технических наук, физик, тьютор, журналист Сергей Владимирович Ветров.

«Чему была посвящена встреча?» – спросите вы. – «Педагогике в стремительно меняющемся мире», – ответят все присутствовавшие. По мнению Ветрова, жизнь стала не просто быстрой, а очень быстрой: изменились дети, родители, изменился мир. Что же ответит школа на вызовы времени?

Книга С.В. Ветрова и Н.Е. Хомченко «Тьюторство – педагогика XXI века», представленная на нашей встрече, призывает учителей «перейти с накатанной железной дороги на взлетную полосу аэродрома». «Пристегнитесь, мы взлетаем, - пронеслось в голове», когда я слушала аргументы Сергея Владимировича о неоспоримом факте другого подхода к обучающимся.

По мнению автора книги, ценность образования теперь не в том, чтобы вызубрить формулы и правила, а в умении добывать эти знания самому; в умении анализировать, критически осмыслять информацию, в умении выстроить свою систему мировоззрения.  Вот чему теперь должна учить школа! Для этого нужно  подойти к каждому ученику с индивидуальной программой, заинтересовать, развить  природные таланты каждого ребенка для будущей жизни, – это называется гуманной педагогикой.

Теперь учителя учатся вместе с учениками (три однокоренных слова в одной строке)) В этом стремительно развивающемся мире, где так скоро открываются новые знания, устаревает множество слов и норм, где дети с пеленок умеют печатать и обращаться со сложной электроникой, мы УЧИМСЯ. Учимся вместе с детьми эмпатии, толерантности, способности развиваться на протяжении всей жизни.

Ветров очень тепло отзывался о нашей школе и учителях. Значит, ждем новой встречи, Сергей Владимирович!

В.Тихомирова:

         Дорогие учителя, родители, бабушки и дедушки, тьюторы, психологи и антропопрактики других областей, а также просто здравомыслящие ответственные взрослые люди!

Дорогие мои друзья! Нам невероятно повезло!

Вышла в свет книга о педагогике XXI века:          Ветров, С. В. Тьюторство - педагогика XXI века /С. В. Ветров, Н. Е. Хомченко. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2024. – 208 с.

         Это сотворенная по-тьюторски СОВРЕМЕННАЯ КНИГА о тьюторстве и сама по себе работающая по-тьюторски! Ее невозможно прочитать. От нее очень быстро начинаешь ждать ежедневного сопровождения. Потому ее не прочитываешь, а читаешь, читаешь, читаешь…

         Книги о каких-либо практиках, являющиеся воплощением самой практики, технологически реально живущие и действующие в духе описываемой ими практики, встречаются в мире очень и очень редко. Нам невероятно повезло! – мы можем держать такую книгу в своих руках, пользоваться ею каждый день.

         Книга Сергея Владимировича Ветрова и Наталии Евгенььевны Хомченко о тьюторстве говорит тьюторскими словами, думает тьюторскими изгибами, ведет тьюторскими тропами, заваливает тьюторской избыточностью и кажется даже, что дышит в тьюторском ритме. Читая ее, пользуясь ею и работая с ней просто невозможно не начать думать в духе новой педагогики, не начать видеть по-новому то, в чем участвуешь, не начать внутренне перестраиваться.

Директор СОШ №135 Алексей Куляпин:

         Школа 135 активно включилась в городской проект «Школы доброжелательных отношений», развития атмосферы психологической безопасности, доброжелательного доверительного общения всех участников образовательного процесса.

         Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ позволяет реализовать право каждого ребёнка, каждой семьи, каждого педагога быть равными среди равных, в единстве с обязанностями и ответственностью, участвовать в принятии решений чему и как учиться, как организовать самообразовательные процессы.

Очень важно разглядеть интересы и склонности каждого ребенка, стать наставником самостроительства школьниками профессиональной карьеры.

Школа для осуществления этого проекта привлекает разных социальных партнеров развивает сотрудничество с МТА (межрегиональной1 тьюторской ассоциацией).

         01.04.2024 в школу приехал федеральный эксперт и член Правления МТА, журналист Сергей Владимирович Ветров. На проблемном семинаре «Эффективная деятельность педагога с тьюторской позицией» он представил свою книгу «Тьюторство –педагогика ХХТ века», только что вышедшую в Москве в издательстве «Просвещение». У педагогов была возможность познакомиться в каникулы с электронной версией этой миниэнциклопедией тьюторских российских технологий и подготовить вопросы автору.

         Важно иметь эту книгу в семейной библиотеке. Поможет интернет-магазин ozon.ru с доставкой ozon(1426949734) https://ozon.ru/t/rlWYB4

Wildberries https://www.wildberries.ru/catalog/210531647/detail.aspx ;

Сборник материалов XII МНПК «Тьюторство в открытом образовательном пространстве», М.-2019

         https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/426888954.pdf?ysclid=lujfxhltpp347526944

         Общение, интерактивные учебные упражнения создали доверительную атмосферу в аудитории, желание педагогов наращивать свой тьюторский потенциал.

         Большое спасибо Сергею Владимировичу за тьюторскую беседу, урок физики(который посмотрели 43 педагога г.Перми и Пермского края) кристаллизующую наши представления о педагогике 21века. Достигнута договоренность о продолжении совместной деятельности по освоению и развитию тьюторских технологий. МТА ждет новых успехов в реализации тьюторской технологии «Сопровождение деятельностного самоопределения подростков в инженерном образовании».

См. фотоальбом

PS

И. Киреевский

         Славянофилами принято называть великих отечественных мыслителей XIX века, сыгравших огромную роль в развитии Русского национального сознания и формировании национальной идеологии. Одним из ярчайших представителей первого, классического, этапа этого движения был Иван Васильевич Киреевский (1806–1856).

         (А.Г. Лушников И.В. Киреевский: очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения = https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevskij/i-v-kireevskij-ocherk-zhizni-i-religiozno-filosofskogo-mirovozzrenija/2 )
         Как и большинство ранних славянофилов, он получил прекрасное светское образование, которое совершенствовал в Западной Европе. Эта «страна чудес», по выражению другого выдающегося мыслителя-славянофила – А. С. Хомякова, манила Русских образованных людей блеском философской мысли, знаменитыми именами.

         Именно в достижении цельности бытия и видит Киреевский смысл человеческой жизни. В этом заключается как бы кульминация его мировоззрения: «Для всякого возможно и необходимо связать направление своей жизни со своим коренным убеждением веры, согласовать с ним главное занятие и каждое особое дело, чтоб всякое действие было выражением одного стремления, каждая мысль искала одного основания, каждый шаг вел к одной цели. Без того жизнь человека не будет иметь никакого смысла.., никакое действие не будет иметь нравственного характера, и человека собственно не будет. Ибо человек – это его вера».

         Этот идеал гармонии рассудка и чувства, равновесия духовных сил человека Киреевский нашел в учении Святых Отцов Церкви. С сыновней любовью и восхищением наблюдал он осуществление этого идеала в личностях двух великих старцев – Филарета Новоспасского и Макария Оптинского, сыгравших такую огромную роль в его жизни.

         При этом философ со смирением говорил, что во всем, что он пишет в своих сочинениях, нет чего-либо нового, до него не известного, что, напротив, он повторяет старые мысли, только требующие напоминания. Его задачей было перевести «живительные истины», заключенные в творениях восточных Отцов, на язык современного философского мышления и тем самым включить их в оборот научной и общественной жизни, перестроить систему Русского просвещения на основах национальной духовной традиции.

В письме к другу он замечал: «Если, сохрани Бог, в России когда-нибудь сделается что-нибудь противно Православию, то будет враждебно России столько же, сколько и вере ее. Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, все то препятствует развитию и благоденствию народа Русского; все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое».

         Не завещание ли это нам замечательного Русского религиозного мыслителя Ивана Васильевича Киреевского?

         Кант Э.

         Кант был самым влиятельным мыслителем в современной истории. Он сделал больше для судьбы мира, чем многие короли и армии до и после него.

         Философия по Канту это теоретически осмысленное мировоззрение человека о Бытии. В мировоззрении по Канту присутствуют два противоположных угла зрения: - направление сознания "вовне" (формирование той или иной картины мира, универсума в Бытие); - обращение человека "внутрь" к самому человеку (стремление понять его суть в Небытие, место, предназначение в природном и социальном мире).

        Саморазвитие

         Большинство философов Просвещения считали, что лучший способ жить — как можно больше увеличивать счастье и сокращать страдания. Такой подход называется утилитаризмом. Это и сегодня самый распространённый взгляд.

         Кант смотрел на жизнь совершенно по-другому. Он считал так: если хочешь сделать мир лучше, начни с себя. Вот как он это объяснял.

         В большинстве случаев невозможно узнать, заслуживает человек счастья или страдания, потому что невозможно узнать его настоящие намерения и цели. Даже если стоит сделать кого-то счастливым, неизвестно, что именно для этого нужно. Вы не знаете чувств, ценностей и ожиданий другого человека. Не знаете, как ваш поступок на нём скажется.

         Одна из наиболее сложных задач воспитания состоит в том, чтобы соединить подчинение законному принуждению со способностью пользоваться своей свободой. С ранних пор ребенку следует предоставлять свободу поведения (кроме тех случаев, когда он может повредить себе или окружающим). Ребенку следует показывать, что свои цели он может достигнуть только в том случае, если он дает возможность другим достичь их цели. (Удовольствие только в награду за послушание!) Общественное воспитание имеет неоспоримые преимущества, благодаря ему дети привыкают соразмерять свои права с правами других. Здесь же приобретается представление об обязанностях. Воспитывать надо личность, то есть свободно действующее существо, обладающее чувством собственного достоинства и сознательно налагающее на себя обязанности члена общества.

Хотя у Канта не было детей, он располагал собственным мнением по поводу их воспитания, простиравшимся до грудного возраста. Философ советует матерям выкармливать новорожденных самим, не прибегая к помощи кормилиц. Младенца не следует пеленать, от этого он испытывает только страх и отчаяние. Попробуйте запеленать взрослого, он подымет крик почище младенца. Укачивать детей также не годится. Проверьте на себе: от раскачивания у вас начинается головокружение. Детей укачивают, чтобы они не кричали, но крик для них спасителен: он развивает легкие. Первая порча характера начинается с того, что стремглав бегут на плач ребенка и начинают его ублажать. Если на плач не обращать внимания, ребенок перестает реветь: никому нет охоты затрачивать усилия впустую. Обучая детей ходьбе, родители не должны прибегать к помочам, которые сжимают и уродуют грудную клетку. Вообще ребенок по возможности должен быть предоставлен самому себе.

Но так, чтобы при этом не страдала дисциплина. Волю детей ломать не следует, ее надо направлять таким образом, чтобы она уступала естественным препятствиям. Сызмальства детей полезно приучать к труду, и нет ничего вреднее праздности. Неизбалованный ребенок охотно принимает занятия, связанные с напряжением сил и воли. Что касается еды, детей не следует превращать в лакомок, поэтому нельзя давать им выбирать себе кушанья. Если нет уважительной причины для отказа, просьба ребенка должна быть выполнена; если есть причина не выполнять ее, то нельзя поддаваться упрашиваниям. Всякий отказ дается раз и навсегда.

Опираясь на опыт «Филантропина», Кант настойчиво рекомендует физические упражнения, что было в то время педагогическим новшеством. Бег, прыжки, поднимание и переноска тяжестей, плавание, метание в цель полезны детям. Полезны игры на свежем воздухе. Ребенок должен уметь играть. Но игру не следует смешивать с работой. Кант не приемлет устремлений Базедова учить детей, шутя и играя. Обязательные занятия в школе — работа, ее выполняют ради определенной цели. Игра содержит цель в себе самой, здесь главное — сам процесс, а не внешний результат. Умение различать труд и игру важно и для взрослых, последние не скачут на палочках, но у каждого есть свой конек. Крайне вредно приучать ребенка смотреть на все как на игру. Школа — это принудительная культура, хотя своей целью она должна иметь воспитание свободного человека.

«Мы знаем столько, сколько удерживаем в памяти». Эта латинская поговорка говорит о необходимости тренировать память. Систематическое чтение и пересказ, изучение языков укрепляют память. Проглатывание романов, по мнению Канта, ослабляет ее. Вот почему из рук детей надо вырывать романы. Читая их, они создают в романе новый роман, ибо понимают его превратно, мечтают и сидят без всякой мысли в голове. А рассеянность — враг воспитания.

Воспитатель не должен злоупотреблять наказаниями. Это крайняя мера, прибегать к которой следует с величайшей осторожностью, так, чтобы дети видели, что они в конечном итоге всегда служат их исправлению. Частые наказания не достигают цели, как и наказания, назначенные в припадке гнева.

Труднее всегда воспитать в человеке моральную культуру, которая основывается на принципах. Для нее уже мало одной дисциплины. Принципы суть законы, но только субъективные, проистекающие из характера, убеждений и ума человека. Вырабатывая характер, следует воспитывать три черты — послушание, правдивость, общительность.               

В заключение Кант говорит о половом воспитании. Тринадцатый или четырнадцатый год у мальчика переломный: возникает половая наклонность. Она развивается неизбежно, не имея даже перед собой объекта. Следовательно, сохранить юношу в неведении и невинности невозможно. Молчание лишь увеличивает зло; это видно по воспитанию прошлых поколений. Ныне справедливо полагают, что с юношей надо говорить обо всем, не таясь, ясно и определенно. Конечно, тема деликатная и не может быть предметом общественного разговора, но приемлемую форму беседы можно найти всегда. В соответствии со взглядами своего времени Кант предлагает педагогу внушить юноше отвращение и страх перед мастурбацией. «Физические последствия крайне вредны, но последствия в смысле нравственности еще хуже. Иные задают вопрос, позволительно ли юноше вступать в общение с другим полом? Если уж приходится выбирать одно из двух, то это во всяком случае лучше. Там юноша действует вопреки природе, здесь нет». Беда, однако, в том, что способность продолжать свой род опережает способность содержать детей. Поэтому прямая обязанность юноши — ждать, когда он будет в состоянии жениться. Счастливый брак — награда за беспорочное поведение.

         В какой мере идеи Канта о воспитании воплощались в его собственной педагогической практике? Кант имел дело со студентами, юношами, прошедшими первоначальные ступени воспитания. Задача университетского преподавателя состояла в том, чтобы дать знания и научить самостоятельно мыслить. Второе, разумеется, важнее первого: знания дело наживное, а привычка и способность думать приобретаются с трудом. Механическое запоминание, зубрежка вредны. Кант бывал недоволен, когда студенты на лекциях записывали за ним все подряд, это ему просто мешало. Начав лекцию, он прежде всего заботился, чтобы быть понятным. Если нить понимания обрывалась, он останавливался и возвращался назад. В расчет принимались средние способности. «Я читаю не для гениев: они сами себе прокладывают дорогу, но и не для дураков: ради них не стоит напрягаться, а для тех, кто находится в середине и хочет подготовить себя к будущей работе».

Он выбирал обычно кого-либо из близко сидевших слушателей и по его лицу следил за тем, как доходит то, что он говорит. Возникала устойчивая связь, и любой непорядок в аудитории мог нарушить течение его мыслей. Однажды он был рассеян и читал хуже обычного, потом признался, что сосредоточиться ему мешал находившийся прямо перед ним студент, на куртке которого отсутствовала пуговица.

         Во время лекции он сидел за невысоким пультом, на котором лежал листок с записями или учебник, испещренный пометками. Учебники служили не только для пересказа, не только для систематизации материала, но и для полемики. Лекция превращалась в диалог. Трудные пассажи чередовались с иллюстративным материалом, остротами, шутками. Яхман, слушавший Канта в 70-е годы, свидетельствует: «Его остроумие отличалось легкостью, изобретательностью, глубиной мысли. Это были молнии, сверкавшие средь бела дня, он приправлял ими не только обычную речь, но и лекции. Остротами он придавал доступную форму глубокомыслию, опуская своих утомленных слушателей с заоблачных высот спекуляции на привычную землю».

         На экзамене преподаватель и учащийся меняются местами. Теперь ученик должен объяснить суть дела. Гладкость речи и принятые нормы изложения играют при этом второстепенную роль. Если кому-то трудно выразить свои мысли, то это ничего не говорит об умственных способностях. Знаменитого ученого Клавия в детстве исключили из школы за неспособность, так как он не мог писать сочинения по установленному образцу. Впоследствии он совершенно случайно стал заниматься математикой и тут обнаружил диковинный дар.

         Еще реальнее возможность ошибки в философии, где глупость легко сходит за мудрость, а новой мысли трудно отстоять права. Вот почему Кант любил повторять, что он учит не философии, а философствовать. «Учиться философии» — значит овладевать субъективной стороной ума, запоминать, как кто-то когда-то думал; «учиться философствовать» — значит придавать своим знаниям объективный характер, овладевать способностью оценивать чужие мнения. И свой задуманный главный труд Кант создавал не как перечень взглядов и даже не как свод законов науки, а как критическое рассмотрение того, что было сделано и что предстояло сделать.

PS-2

         Дерзайте знать! Это не просто призыв к накоплению знаний, а, скорее, к осознанному и активному поиску истины во всем, что нас окружает!

         Современный человек сталкивается с огромным объемом информации, каждый день льющейся на него из всех щелей. Зачастую это недоэксперты, контентмейкеры и прочая цифровая нечисть, расплодившаяся на благодатной почве человеческой лени. Важно уметь отличать факты от желаний, ложь от правды, а мнение - от истины. В общем, щели нужно вовремя закрывать, иначе может сильно продуть голову и выдуть из нее собственные мысли.

         Именно те, кто осмеливается использовать собственный ум и задавать вопросы, а не принимать на веру, способны проникнуть глубже в суть вопроса. Безусловно, важно мыслить самостоятельно и принимать собственные решения, не подчиняясь авторитетам или обычаям. Личность достигает истинной свободы только тогда, когда смело и самостоятельно применяет свой ум к анализу фактов и формированию собственных убеждений.

         Вера в безусловное истинное знание или же слепое следование чьим-то установкам – это интеллектуальный тупик. Ум, лишенный размышлений и анализа, становится уязвим перед манипуляцией, а индивидуальность поглощается общественными стереотипами и предвзятыми мнениями. Человек лишается своего уникального потенциала, способности к критическому мышлению и независимому выбору.

Смелость в познании заключается не только в умении задавать вопросы, проводить исследования и анализировать информацию, но и в готовности столкнуться с новыми идеями, даже если они вызывают дискомфорт или шатают устои привычного мировоззрения. Только открывая для себя новые знания и глубже погружаясь в понимание окружающего мира, мы можем расширить свои горизонты и достичь новых высот разумения.

         Мужество познавать также означает быть готовым к сомнениям и возможности ошибиться. Не страшно признать неполноту своих знаний или несовершенство своих мыслительных способностей, страшно не знать об этом.

         Только те, кто находят в себе мужество думать своей головой, способны открывать новые горизонты мышления, развивать новые концепции и привносить свой вклад в развитие общества и культуры. Не будь у нас отважных ученых, бросивших вызов обществу, мы бы, возможно, до сих пор катались на трех слонах и черепахах, а может быть и вовсе человечества бы не существовало, если бы Ева не дерзнула отведать заветного яблочка и пренебречь авторитетом старших.

         Иметь мужество пользоваться собственным умом – значит не только пытаться достичь интеллектуальной независимости, но и принять на себя ответственность за результаты своих мыслей и действий. Сила интеллектуальной свободы несет в себе и определенную тяжесть ответственности. Способность мыслить критически, анализировать информацию и принимать обоснованные решения возлагает на человека ответственность за последствия своих поступков.

            Отказ от использования собственного ума подобен попытке избежать ответственности – это уклонение от анализа ситуации, подмена реальности и оправдание своего бездействия, либо ошибок за счет внешних факторов или чужой воли. Это инфантильность. Иметь мужество пользоваться собственным умом означает брать на себя ответственность за свои поступки, мысли и решения. Несмотря на трудности и риски, идти своим умом и сердцем по пути истины и самопознания.

Но как же развить свой ум и научиться мыслить самостоятельно? Во-первых, необходимо освободиться от стереотипов и предвзятых мнений, которые навязываются окружающими и средствами массовой информации. Важно уметь анализировать информацию, не принимая её на веру, а проверяя её на достоверность и логичность. Искать первоисточники и сравнивать.

Во-вторых, необходимо открыто и свободно высказывать свои мысли, даже если они отличаются от общепризнанных. Иметь мужество высказывать свои убеждения и аргументировать свою позицию. Ведь только так можно развивать свой ум и обогащать свои знания.

И, наконец, иметь мужество действовать в соответствии с мыслями и убеждениями. Не бойся идти против течения, если ты убежден в правильности своих действий. Именно такие люди меняют мир, внося свой вклад в развитие общества и культуры.

Знание требует решительности идти против стереотипов и устоявшихся мнений, исследовать мир, открывать для себя новые истины и стремиться к бесконечному развитию.

Дерзайте!

(исп м-лы СМИ;А. В. Гулыга. Кант. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 2005. – С. 82-85.)

 Над выпуском работали:
Учителя: Алексей Куляпин, Елена Журавлёва        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР» - МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».