СОШ№135: Духовно-нравственное воспитание в школе складывается из многих моментов

4 апреля 2024 года Департамент образования администрации города Перми, Отдел образования Пермской епархии, МАОУ «СОШ № 153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми в 2024 году провели VIII городскую практико-ориентированную конференцию по духовно-нравственному воспитанию обучающихся «Пути воспитания творческой одаренности и духовности обучающихся в современной школе: идеалы и символы национальной культуры, воплощение ее самобытности».

https://vk.com/club225372757

Учитель ОРКСЭ (ПК) и МХК, руководитель «Музея истории Пермского кино и телевидения», юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова МАОУ СОШ № 135 г.Перми Куляпин Александр выступил с докладом (м-класс)  "Медиауроки. Охраняем природу, бережём Родину".

 Региональный координатор партийного проекта «Zа Самбо» в Пермском крае, заслуженный мастер спорта России по самбо Евгений Исаев принял участие в открытии мероприятия, а также выступил модератором в рамках секционной работы для учителей физкультуры.

Цели конференции:

  1. Осмысление деятельности педагогов современной школы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.
  2. Выявление практических форм образовательной деятельности по реализации направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в ОУ. Распространение опыта.
  3. Сотрудничество и соработничество в реализации образовательных проектов по духовно-нравственному воспитанию и социальному служению ОУ с Отделом религиозного образования и катехизации Пермской епархии.

На конференции было организовано пленарное заседание, постерная сессия, тематические круглые столы и секции.

Основные выступления на пленарном:

  1. «Проблемы формирования духовно-интеллектуальной культуры общества и личности в эпоху глобального противоборства Запада и России»», Курносов Юрий Васильевич, доктор философских наук, профессор кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте РФ
  2. «Задачи российского образования в свете актуальных проблем современности», Сыромятников Олег Иванович, доктор филологических наук, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета
  3. «Путь Школы имени А.С.Пушкина к воспитанию творческой одаренности и духовности обучающихся. Символ России – Александр Сергеевич Пушкин», Курдина Наталия Анатольевна, директор МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 имени А.С.Пушкина с углубленным изучением предметов физико-математического цикла» г. Перми
  4. Награждение победителей Х Молодежных историко-просветительских игр «Маgistra Vitae».

Направления работы постерной сессии:

  1. «Педагогическая практика обращения к примерам стяжания Духа на материале Пермского края».
  2. «Педагогическая практика обращения к примерам проявления чести и человеческого достоинства в мирноеи военное время».
  3. «Педагогическая практика обращения к примерам проявления чести и человеческого достоинства семьи ребенка в событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
  4. «Педагогическая практика обращения к примерам духовных идеалов и духовных символов. Традиция - семейные ценности».
  5. «Путь c Александром Сергеевичем Пушкиным».
  6. «Россия глазами художника».
  7. «Поиск истины и вера».
  8. «Духовные символы России».
  9. «Духовные идеалы России».
  10. «Реализация проекта «Самбо в школу».
  11. «Педагогическая практика: вовлечение обучающихся в благотворительную деятельность;

Педагогическая практика: вовлечение   обучающихся в социальное служение;

Педагогическая практика: вовлечение   обучающихся в волонтерское движение».

Работа тематических круглых столов и секций:

  1. Секция для учителей ОПК 5 классов, учителей истории и краеведения, учителей МХК «Педагогическая практика обращения к примерам стяжания Духа на материале Пермского края»
  2. Секция для учителей ОПК 4 классов «Символы духовности России».
  3. Секция для классных руководителей 1-4 классов «Педагогическая практика обращения к примерам духовных символов России».
  4. Секция для классных руководителей 5-11 классов и учителей- предметников «Педагогическая практика обращения к примерам духовных идеалов и духовных символов. Традиция - семейные ценности».
  5. Секция для учителей музыки. Круглый стол «Пусть музыки свет наполнит сердца и песня ведет нас вперед!»
  6. Секция для учителей изобразительного искусства. Круглый стол «Россия глазами художника. Уроки переживания красоты: навыки поэтического и духовного видения».
  7. Секция для учителей русского языка и литературы «Путь c Александром Сергеевичем Пушкиным».

Круглый стол «Перечитываем А.С.Пушкина вместе…»

  1. Секция для директоров школ, заместителей директора по воспитательной работе, советников директора по воспитанию.

Педагогическая практика: вовлечение обучающихся в Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых»;

Педагогическая практика: вовлечение обучающихся в благотворительную деятельность;

Педагогическая практика: вовлечение  обучающихся в социальное служение;

Педагогическая практика: вовлечение обучающихся в волонтерское движение.

  1. Секция для учителей физической культуры, участников проекта «Самбо в школу» «Подвиг духа. Педагогическая практика обращения к подвигу духа в мирное время».
  2. Секция для учителей предметов естественно-научного цикла. Круглый стол «Поиск истины и вера. От загадки, секрета, тайны к творчеству ученого».

            Духовно-нравственное воспитание в школе складывается из многих моментов, это и привитие семейных, духовных ценностей, воспитание доброты, отзывчивости, милосердия и других важных нравственных качеств.          В СОШ №135 учителя стремятся донести эти смыслы   до детей и организовать такие мероприятия, которые способны оказать влияние на формирование личности детей и подростков, их мировоззрения.

         Требование президента России - стремится воспитывать в новых поколениях людей государственных, беззаветно любящих Отечество (Указ №809 от 09.11.22; Указ Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875 "О проведении в Российской Федерации Года семьи").

         В. А. Бахревский — один из тех писателей, кто возрождал духовно-нравственную, религиозно-просветительскую литературу для детей и подростков. Он не только создавал произведения для чтения в воскресных школах и православных гимназиях, но и участвовал в публичных дискуссиях о православной детской литературе. Так, 29 января 2003 года он выступил на «круглом столе» в Издательском Совете Русской Православной Церкви с предложением обратиться к его писательскому поколению. Писатель много сотрудничал с журналом «Божий мир», органом Российского детского фонда и отдела религиозного образования Патриархии. Маленькая повесть «С моего крылечка — речка» (2008) — о мальчике и девочке, задумавших возродить деревенский храм. В 2001 году увидела свет эпопея «Святейший Патриарх Тихон». По просьбе священника из Торопца была написана для детей повесть о Святейшем «Детство Патриарха» (2009).        

         "Златоборье" Владислава Бахревского, Заслуженного деятеля искусств республики Крым, - это книга о четырёх временах года русской  природы, о её животном мире, о полях, лесах, реках и озёрах. В ней много чудес, народных поверий, в ней много любви к природе и тревоги о ее будущем. Книга рассчитана на широкий круг читателей, особенно юных и молодых, открывающих для себя окружающий мир.

         Написанные в советской стране, они не устарели, новые тоже находят своего читателя.

         «Златоборье» В.Бахревского под названием «Легенды родного края» стало победителем престижного Всероссийского конкурса «Малая родина».

         «Это поэтический сказ о русской природе… Книга – напутствие нашему молодому поколению хранить свой язык, традиции, историю, беречь родную природу… завораживают красота и богатство родного языка…» (из предисловия).

         В.Бахревский: «И вот что скажу о воспитании в детях, отроках, юношестве русского духа, творящего народ-победитель. Эта цель была естественным стремлением всего советского юношества. Поколение детей войны – поколение победителей. Отцы за нас отдавали жизни на фронтах от моря до моря. А в тылу мамы, бабушки, дедушки, братья и сёстры, если им 14 лет, шли на заводы за станки – делать для отцов-воинов самолёты, танки, пушки, снаряды. А мы в свои пять-шесть – в поле, кормить армию.

         На пятьдесят седьмом году творческой жизни Бахревского увидела свет его новая книга — сказка «Почему Луна улыбается», иллюстрированная Валентиной Мурышевой.

         Почему именно сказка? Ведь это могло быть и вполне жизненное, реалистическое произведение для детей?

Самое любимое слово у меня — чудо. Лес — чудо, река — чудо. Каждый метр высоты в горах — ступени чуда к чуду неба.

 

 

 

 

 

См. фотоальбом

СОШ №135:«Читаем Владислава Бахревского», охраняем природу, бережём Родину.

https://school135.ru/yunarmiya/sosh-no135-chitaem-vladislava-bakhrevskogo-okhranyaem-prirodu-berezhjom-rodinu 

Писатель Владислав Бахревский продолжает знакомиться с Мордовией

https://www.youtube.com/watch?v=c5hqnHu4yCM&t=12s

Гость в студии. Владислав Бахревский

https://www.youtube.com/watch?v=tIAcagu5Pew&t=2s

 Дар слова. Владислав Бахревский детский писатель

https://www.youtube.com/watch?v=3AGioIeIpl4

Русский писатель, педагог, ученый-ботаник, популяризатор научных знаний о природе Николай Михайлович Верзилин (1903–1984).        

         Николай Верзилин плодотворно сотрудничал с учёным и популяризатором биологических знаний В. Корсунской, с которой написал познавательные книги для старших школьников: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь», «В. И. Вернадский».

         Деятельность Верзилина как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 году его избирают член-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967-м - утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена.

         Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как ученый и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа "Лечебница в лесу" - первая работа для детей, первая проба писательского пера - появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. А в 1946-м он выпускает адресованную детям книгу "По следам Робинзона", в которую входят более сотни очерков о "тайнах" дикоросов - дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребенку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина - "Путешествие с домашними растениями" (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все они - пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков.

Книга "Путешествие с домашними растениями" , предлагающая проделать занимательные опыты со всевозможными растениями, оказалась настолько увлекательной, что  запоминается на долгие годы. Это  та же "робинзонада", но только теперь в своей комнате, на своем подоконнике.

         Такой же занимательной была следующая книга Верзилина - "Растения в жизни человека" (1952) - маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто еще не полюбил ботанику.

         Прежде чем написать очередную книгу - "По садам и паркам мира" (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая - "Пылинки дальних стран" (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями).

         Все популярные работы Верзилина не "чисто" ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы "вкраплены" в тексты детских книг Н. Верзилина "Тропинка в лес" (1956) и "Цветы из сада" (1962).

         Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича - "Учитель ботаники, или Разговор с растениями" (1984).

         Книга «По следам Робинзона» позволит читателю испытать радость открытий и находок, наделит его способностью посмотреть на природу глазами первооткрывателя и, может быть, определит будущую жизнь. Ведь в природе, столько тайн и загадок – можно разгадывать их всю жизнь, получая от этого огромное удовольствие.

         Книга сопровождается и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, как правильно садить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… Иллюстрации растений помогут разобраться в них даже самому неопытному ботанику.

         Все его книги, нередко проиллюстрированные авторскими фотоснимками, учат относиться к природе с любовью и благодарностью. Познакомившись с ними, подростки обогатят свои знания сведениями о ресурсах растительного мира, усвоят множество полезных практических советов, а самое главное, еще сильнее полюбят родную природу и будут верными ее защитниками.

Книги Николая Верзилина раздвинут границы ваших познаний, дополнят их, заинтересуют наукой ботаникой, помогут узнать ее и полюбить.

         Уже в первой книге определились главные черты произведений Николая Верзилина: обширный фактический познавательный материал, знание детской психологии, точная педагогическая направленность. Книга неоднократно переиздавалась, вошла в золотой фонд классики научно-популярной литературы для детей.

         Первый успешный опыт натолкнул автора на мысль написать «книгу для зимнего чтения». Он много лет занимался разведением растений, наблюдал за ними, превратив свою квартиру в небольшую оранжерею. Своим опытом Николай Михайлович решил поделиться с читателями. Так в 1949 году увидела свет замечательная книга «Путешествие с домашними растениями», где исключительно интересный фактический материал о прошлом, настоящем и будущем одомашненных представителей растительного мира всего земного шара сочетается с практическими советами, как их разводить, ухаживать, проводить необычные опыты. Книга вызвала большой читательский интерес, автор получил тысячи писем с вопросами, просьбами, пожеланиями.

         Последняя книга для детей «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» посвящена роли учителя биологии в познании тайн растений, в ней автор обращает внимание учеников на сложности и привлекательные стороны профессии педагога. Выдающийся ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят наукой, воспитать из них настоящих исследователей необыкновенного мира растений.

         Прекрасный пропагандист и популяризатор знаний о природе, Николай Верзилин рассказывает детям о значении растений в жизни человека. Этим, однако, не ограничивается познавательная ценность его книг — в них юный читатель находит массу интереснейших фактов по географии, истории, археологии и другим наукам.

В своей последней, несомненно автобиографической, книге «Учитель ботаники, или Разговор с растениями», созданной в 1984 году, отец описывал начинающего педагога, влюбленного в свою профессию и учеников. Впрочем, это отличало его всю жизнь.

СОШ№135: РБО — 120 лет Н.М.Верзилину

https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-rbo-120-let-n-m-verzilinu

«Николай Верзилин – следопыт зелёного мира»: видеообзор

https://www.youtube.com/watch?v=T1M2IiGnwzs&t=59s

поговорим о книгах №1.Н.М.Верзилин "По следам Робинзонa"/ценная книга для выживальщиков.

https://www.youtube.com/watch?v=AcYcWsOpu9U&t=18s

Николай Верзилин «По следам Робинзона»

https://www.youtube.com/watch?v=9tLlWZeA7-Q

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959),  советский писатель, автор трёх сотен произведений для детской аудитории.

СОШ№135: 130 лет со дня рождения Виталия Валентиновича Бианки

https://school135.ru/yunarmiya/soshno135-130-let-so-dnya-rozhdeniya-vitaliya-valentinovicha-bianki?highlight

                            «Он жизнь посвятил лесу…»

         Книги Бианки о зверях, птицах и насекомых сопровождают уже пять поколений детей и, вероятнее всего, будут читаться и следующими - на распорядок жизни природы сменяющиеся идеологии влияют мало. А о том, как действует этот распорядок Виталий Валентинович знал прекрасно.

         "Кто чем поет?" Это название одного из самых известных произведений Бианки. А еще "Лесные домишки", "Чей нос лучше"...

         Виталий Бианки создал более 30 сказок о разнообразных явлениях в природе: «Лесные были и небылицы», «Кто чем поёт?», «Как муравьишка домой спешил», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь», «Мастера без топора» и другие. Бианки был прекрасно осведомлён обо всех достижениях биологии и одновременно занимался сбором и изучением фольклорного материала. Всё это привело к слиянию в его творчестве науки и искусства.

         Самой знаменитой его книгой стала «Лесная газета». Всё самое интересное, происходящее в природе, попадало на страницы этой газеты. Писатель работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося изменения. Эту книгу переводили на разные языки мира, она звучала по радио.

         Над "Лесной газетой" Бианки работал 30 лет. Расширялась география - начавшись с описания Ленинградской области, дополнялась рассказами об Алтае, Сибири, тундре и Средней Азии, газета учитывала новые открытия биологов, обрастала сквозными персонажами. Еще при жизни писателя "Лесная газета" переиздавалась семь раз. И иллюстрировалась потрясающими художниками - для нее рисовали Валентин Курдов, Николай Тырса, Юрий Васнецов, Никита Чарушин.

         Всего Бианки написал больше трехсот рассказов, сказок, повестей и статей, выпустил 120 книг. Последней его работой был сборник рассказов "Птицы мира".

         Для самых маленьких читателей Бианки сочинял коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-нибудь любопытном или поучительном приключении.

         Иногда несколько рассказов соединяются в цепочку – возникают циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Уходя в лес вместе с отцом, он один за другим постигает лесные секреты: как выследить зайца, поймать тетерева, прячущегося в подснежной лунке; ему удается подсмотреть, как до смерти напуганная лисица пускается наутек от отчаянного бельчонка, прыгнувшего ей чуть не в самую пасть.

         Рассказы для старшего возраста, вошедшие и сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы («Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине» и др.). Наряду с героями-детьми (школьник, юннат) активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.

Виталию Бианки 130 лет

https://www.youtube.com/watch?v=14c6OD6h8WI&t=16s

https://dzen.ru/video/watch/63d22988e9196d7d46337c59?f=d2d

(исп м-лы СМИ;)

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
Наставник (тьютор) — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» - Юнармейский медиацентр Пермского края «ЮНКОР» - МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».