Светлая седмица – первые семь дней празднования Святой Пасхи – от собственно Пасхи до Недели Фоминой. На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.
Восемь дней празднования Христова Воскресения являются как бы одним днем, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
Пасха и Светлая Седмица: как правильно встретить и провести, чтобы не перечеркнуть труды великого поста?
На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.
Известный советский кинорежиссер Иван Пырьев, экранизировавший романы Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», рассказывал о своем детстве следующее...
Он родился в старообрядческой семье. В Прощеное воскресенье перед Великим постом к ним в дом съезжались родственники. Они чинно крестились, становились друг перед другом на колени, земно кланялись и испрашивали прощения друг у друга со словами «Прости меня Христа ради». Потом вместе шли в храм на службу. После, уже дома, садились за стол. И здесь начиналась вторая – темная – половина встречи. Родственники напивались страшно, потом происходила драка. И по завершении Прощеного воскресенья родственники, обозленные друг на друга, разъезжались по своим деревням. Во время одной из таких драк был убит отец Пырьева.
Я это рассказываю к тому, что в нашей широкой и многогранной славянской душе великое христианское благочестивое чувство часто соседствует с языческим пьяным разгулом. Последнее особенно вырывается, как пар из клокочущего чайника, во время праздников.
Человек долго и честно себя сдерживал во время Великого поста. Старался вести более-менее благочестивую покаянную жизнь. После Пасхи ему дали «зеленый свет». И он перестал себя смирять. Пружина распрямилась с мощной кинетической энергией. Итог – в худшем случае несварение желудка, больница или запой на период Светлой седмицы. Человек несколькими днями перечеркивает в себе все достижения поста. Почему это бывает?
Потому что он часто неправильно относится к посту, воспринимая его нормативно-механистически: не есть того-то, выполнить то-то и прочее. И потом, не стараясь изменить свою внутреннюю духовную природу, исправить ее, взывая к Богу о помощи, человек усилием воли пытается обуздать свои страсти. Но не искореняя их в глубине сердца, а сдерживая где-то на поверхности. Потому в праздники – Пасху или Рождество Христово – он снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца), в будущия блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».
Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь. Через них Господь изменяет-исцеляет нашу духовную природу. Вот в чем самоцель праздника. И нам необходимо откликнуться на этот призыв Всевышнего, а не вернуться к лени, пьянству и чревоугодию. Не без того, конечно, чтобы тело отдохнуло. Это тоже нужно. Особенно в Светлую седмицу. Но все хорошо в меру. Это не значит, что вышли из храма после Пасхальной службы и забыли дорогу к церкви. Будем только есть, пить, веселиться. Нет, жизнь во Христе продолжается, как и борьба с диаволом, со страстями своими. Ведь, наоборот, сатана начинает уловлять нас тогда, когда мы расслабимся.
– Слава Богу, причастился! – думает человек.
А бес уже ждет, чтобы ножку подставить.
– Слава Богу, дождался Светлого Воскресения Христова. Теперь разговеюсь! – мыслит постник.
Но сатана уже ждет, чтобы он разговелся ТАК, чтобы перечеркнуть все свои усилия и труды.
Потому, дорогие братья и сестры, будем иметь перед собой не плотяные, а духовные цели. Важно на Светлой седмице не скатиться вниз, но продолжать с Божьей помощью упорное тяжелое восхождение вверх – в Царствие Небесное.
Для тех же, кто желает и в Светлую седмицу участвовать в богослужениях и причащаться Святых Христовых Таин, хочется сказать несколько слов о подготовке к Евхаристии в данный период. Пищевой пост мы не держим. Это запрещено Церковным Уставом. Соблюдается только евхаристический пост: с двенадцати ночи и до момента причастия. Вместо подготовительных канонов читается один канон Святой Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв – часы Святой Пасхи. Последование ко Святому Причащению не опускается, оно обязательно для готовящихся к Евхаристии и во время Светлой седмицы.
Не будем же, дорогие братья и сестры, перечеркивать собственные усилия и труды Великого поста. Главное изменяться сердцем, соединяться душой с Господом нашим Иисусом Христом посредством праздников, в том числе и Светлого Христового Воскресенья. Ведь нам нужно просить у Бога, чтобы Он помог нам, неразумным, оставаться в свете Его Божества, а не упасть в грязь пьянства и чревоугодия.
Мы должны и разговеться, и отдохнуть, и побыть с близкими своими, поделиться с ними пасхальной радостью, но вместе с тем помнить, что ГЛАВНОЕ достижение Пасхи – наша воскресающая обновленная душа. Не будем же ее снова втаптывать в грязь страстей.
Иерей Андрей Чиженко. Православие.Ру
МОЛИТВОСЛОВИЯ ЧАСОВ ПАСХАЛЬНЫХ
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
Тропарь:
Христос воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живот дарова́в. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклони́мся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое пое́м и сла́вим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся святому Христову Воскресению: се бо прии́де Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, пое́м Воскресение Его: распятие бо претерпе́в, смертию смерть разруши. (Трижды)
Ипакои:
Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Кондак:
Аще и во гроб снизше́л еси, Безсме́ртне, но адову разруши́л еси силу, и воскре́сл еси яко Победитель, Христе Боже, жена́м мироносицам веща́вый: Радуйтеся!, и Твоим апостолом мир да́руяй, падшим подая́й воскресение.
Во гробе пло́тски, во аде же с душе́ю яко Бог, в раи́ же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполня́яй, неопи́санный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу:
Яко Живоносец, яко рая́ красне́йший, воистинну и черто́га всякаго ца́рскаго показа́ся светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь:
Вы́шняго освяще́нное Божественное селение, радуйся: Тобою бо даде́ся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в жена́х еси, Всенепоро́чная Владычице.
Господи помилуй. (Сорок раз)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь:
Честнейшую Херувим и сла́внейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова ро́ждшую, су́щую Богородицу, Тя величаем.
Христос воскре́се из мертвых, смертию смерть поправ и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в. (Трижды)
Молитвами святых отцев наших, Господи Иисусе Христе, помилуй нас. Аминь.
(исп м-лы СМИ;)