СОШ№135: Великий пост (в Царской России, в наше время)

 

о ВЕЛИКОМ ПОСТЕ:

Вот Великий Пост настал -
Для души старание.
Да и телу, и уму
Нужно послушание.

Будем вместе мы стараться,
Не лениться, заниматься,
Старших слушать, не шалить,
Уважать и всех любить!

          Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?

            В Церкви шутят: если на Великий пост в семье завелся праведник, все остальные становятся мучениками.

         Подготовка к посту важный момент. Неслучайно Церковь подводит человека к его ограничениям постепенно: на Масленицу, на Масленой неделе, что накануне Великого поста, верующие прекращают есть мясо, но зато едят молочное и яйца. Медики с таким алгоритмом согласны?

         Врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по терапевтической и амбулаторно-поликлинической помощи ФМБЦ им. Бурназяна Ольга Александровна Касымова.

         Ольга Касымова: Постепенность - вообще главный принцип, это важно для того, чтобы избежать резкого стресса для организма, который и может спровоцировать обострение болезней. Надо заранее готовиться к Великому посту, отказавшись, например, не только от мяса, но и всех этих копченостей, консервов, сосисок и колбас. Надо готовиться заранее и к питьевому режиму - в Великий пост особенно важно соблюдать рекомендацию медицинских работников и выпивать не менее полутора литров чистой воды за день, это кроме других напитков. Вода здесь будет способствовать очищению.

         Обычный путь ограничений в Великий пост - это отказ от пищи животного происхождения: мясного, молочного, от яиц. А откуда тогда организму брать белок?

            Ольга Касымова: Белок крайне важен для организма, в том числе и для формирования чувства сытости. Но ведь у нас есть и бобовые (чечевица, фасоль, горох, нут, маш), и грибы, и морепродукты (кальмары, креветки), которые, в отличие от рыбы, в пост не запрещены. В рацион можно вводить семена - тыквенные семечки, кунжут. Для перекусов хороши орехи - миндаль, кешью, кедровые, грецкие, фундук. Их же можно добавлять в свежие салаты и каши Белковые продукты надо сочетать со сложными углеводами - овсянкой, гречкой, перловой и ячневой крупой, пшеном, булгуром, кус-кусом, рисом - лучше бурым или диким, черным.

         Ольга Александровна, верующие, соблюдающие пост, часто жалуются: перешёл на растительную пищу: бобы с чечевицей, капуста со свеклой да картошкой, и все, кишечник не выдерживает - в самые ответственные моменты там начинаются революции. Что тут делать?

         Ольга Касымова: Знаете, не обязательно круглосуточно есть горох с квашенной капустой. Питание в пост должно быть разнообразным и полноценным. Продуктов разрешенных много, посчитайте сколько у нас сейчас видов капусты - белокочанная, краснокочанная, брюссельская, пекинская, цветная, брокколи, кольраби… Разнообразие в меню внесут и растительные масла - не только привычное подсолнечное, но и оливковое, тыквенное, конопляное, льняное… А еще надо выбирать тот способ обработки пищи, который не станет стрессом для вашего желудочно-кишечного тракта. Капусту ведь можно не только в квашенном виде есть, или сырую, в виде салатов. Ее можно тушить, в конце концов отваривать…

         Ольга Касымова:  Говоря про здоровье в Великий пост, почему-то забывают упомянуть, как важно соблюдать режим вообще, и режим сна и бодрствования в частности. Сон в дни Великого поста должен быть полноценным. Мой совет - если вы устали, чувствуете, что ваши силы истощены, найдите возможность, отдохните в течение дня, хоть чуть-чуть. И вы увидите, что сил прибавилось, дела пошли веселей. При этом мы, врачи, не советуем отказываться и от ежедневных физических нагрузок. Не надо их чрезмерно увеличивать, но те упражнения, та физзарядка, которую вы делали и до Великого поста, она должна быть сохранена.

Подводя итог скажу: соблюдая пост, надо вводить ограничения постепенно. Ограничения в конкретных продуктах могут быть индивидуальны и зависеть от вашего состояния здоровья, от ваших заболеваний, в конце концов от тех лекарств, которые вы принимаете - и тут надо обязательно посоветоваться с лечащим врачом.

            Удивительно, но современная медицина в полном согласии со святыми нашей Церкви. Отец русского старчества преподобный Паисий Величковский объяснял: "Если плоть распаляется по молодости, то много должно воздерживаться; если же она немощна, то нужно довольно в сытость принимать пищу, не взирая на других подвижников, - много или мало кто поститься; смотри, рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить". А еще было правило: "оставляй пищу, пока еще чувствуешь алкание", то есть не переедай.

         23.03.2024;  В Российской Империи. 

         В Российской Империи жизнь во время Великого Поста кардинально менялась – отменялись театральные представления, балы, закрывались все увеселительные и питейные заведения, а также бани, лавки, торговавшие мясом и другими скоромными продуктами.
         На Первой и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, закрывались все государственные учреждения. По свидетельству историков, благочестивые люди на Руси в первые дни Великого поста без необходимости не выходили из своих домов.
         Во время поста мы ограничиваем самих себя, обуздываем свои желания. Мы, несомненно, воспитываем свою волю, мы становимся сильнее, мы одерживаем над собой победу.

         Время поста – это непростое время. Трудно бороться с самим собой, со своими грехами, греховными наклонностями, преодолевать ограничения, связанные с пищей или посещением увеселительных заведений.
         Но одно мы знаем точно, и не только на основе своего собственного опыта, но и на основе всей церковной истории, из опыта святых подвижников и угодников Божиих, – человек действительно преображается силой молитвы и силой воздержания.
         «Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния».

Будем разбираться. 

         Но почему обычно приветливые, доброжелательные люди в пост превращаются в фурий и церберов, достоверно знающих, что если ты, в отличие от них, не постишься, то тебе точно гореть тебе в аду? Как сделать, чтобы Великий пост принёс пользу душе? А здоровью? Только пользу, а не малокровие, усталость, обмороки? Стоит ли следовать публикуемым в Сети "Меню по дням в Великий пост"? И что с интернетом, зачем на все дни Великого поста нужно отказаться от соцсетей или хотя бы не участвовать в выяснениях там истины? Почему на телевизор наложено табу? А секс, интим, как тут с воздержанием? И куда девать мужа, если ты решила поститься, а он ни в какую и требует мяса, любви, внимания? Будем разбираться.

1. Великий пост: что делать нельзя?

         Великий пост, как и любой другой пост, делится на пост телесный и пост душевный (духовный). Телесный пост - когда "когда чрево постится от пищи и питья". Душевный - когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Эти два поста связаны. Пост телесный без поста душевного - ничто, диета. Постясь телом, нужно поститься и душой. Воздерживаясь от мяса, "не кусай подобных тебе, не ешь людей"; не прикасаясь к животной пище, "не "простирай свои руки на чужое, не зарься на не свое"; удерживаясь от лакомства, "воздержи и язык свой от злословия, клеветы, осуждения"; усмиряя аппетит, не разжигай в себе гнева, злобы, брани, учил святитель Тихон Задонский. Каждый, кто пытался, знает: это непросто, особенно в Великий пост, когда что-то будто подмывает тебя то съесть кусок колбасы, то осудить того, кто ее все-таки ест. Иногда кажется, что тебя просто подменили, что ты стал не лучше, а хуже. Отчего так?

2. Почему в пост мы становимся хуже?

         При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. Святые предупреждают: такая повышенная чувствительность к духовному миру может стать вредной и даже опасной, если существует само по себе. Если тело будет истончено постом, а сердце при этом не будет очищаться исповедью, не будет обращено к Господу постоянной молитвой, если мы не участвуем в Таинстве Причастия, не погружены в молитвенный настрой церковных богослужений, не готовы отзывчиво откликаться на добрые дела, то, при соприкосновении с этим невидимым миром, мы оказываемся незащищенными перед темными силами. То есть пост невозможен без действенной помощи Благодати Христовой. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите?" - в еде, в супружеских отношениях, в молитве: у каждого своя мера, и брать надо по силам.

3. Зачем он нужен, Великий пост?

         И тут принципиальный момент. Важно понимать, зачем погружаться в Великий пост? В интернете гуляет демотиватор: "Христос не для того страдал и принял смерть на Кресте, чтобы я не ела колбасу". Да, не для этого. Когда-то две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и из любви к людям проделал путь нам навстречу. Пройдя дорогу на Голгофу, пройдя Крестные Страдания, Распятие, Смерть. Сегодня наша очередь начать наш путь навстречу Христу. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или обычно радующих нас развлечений, ограничивая себя до границы, за которой мы начинаем чувствовать дискомфорт, ощущать неудобства. Будем честны, нам и такие жертвы даются с трудом. Пост, добровольный отказ от того, что для нас значимо - это наша жертва, добровольная жертва Богу. И жертва эта должна делаться из любви. И если последняя фраза кажется вам пафосной, давайте вспомним, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Бог в нашем куске хлеба, и уж тем более колбасы, не нуждается. Но Он нуждается в нашей любви: блаженный Августин вложил в Уста Бога такое обращение Господа к человеку: "Я, Который создал тебя без тебя, не могу спасти тебя без тебя". То есть Бог человека любит, желает его спасения, а вот сам человек...

         "...их бог - чрево", - говорил апостол Павел, и, думаю, каждому знакомо, как заботы, попечения о земном, телесном не просто увлекают нас, отвлекая от Бога, но часто и искажают истинную картину мира. Нам начинает казаться, что мы сами творцы всего, цари природы. Пост - это восстановление подлинной иерархии мироздания, когда мы наглядно осознаем свою малость и зависимость от Создателя. Причем осознаем это не в ситуации смерти, болезни, любой иной катастрофы - тут каждый мгновенно вспоминает, Кто на самом деле держит всё в Своей Руке. Пост - тоже своего рода микрокатастрофа, на которую человек идет сам, добровольно, отказываясь от всего того, что чаще всего не просто скрашивает обычную жизнь, но и составляет ее суть - потребности тела. И вот, совершая такой разворот от своего телесного, мы возвращаемся к Богу. То есть пост - это оживление человеком его отношений с Богом. И отношения эти начинаются с покаяния. Поэтому Великий пост не пройти, редко бывая в церкви.

4. Так что же мы в Великий пост не едим?

Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда даже и без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно сорветесь и надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояние здоровья, физических и умственных нагрузок. Миряне, то есть не монахи и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл.

         Самый распространенный вариант пищевого ограничения для мирян - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Ученые считают, что такое ограничение принесёт здоровью только пользу. Минимальное внимание этой стороне жизни своего тела, как считают священники, самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям своей второй половины. 

5. Как понять, правильно ли ты постишься?

Есть один, главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. Святые учат: постясь, проверяй себя - сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они, как назло, только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах!

         Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?

         Какие-то ответы на эти и другие вопросы о Великом посте читатель сможет найти ниже. Данный материал составлен на основе нескольких публикаций, посвященных разным сторонам нашей жизни в Великий пост.

I. СМЫСЛ ПОСТА

         Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?

А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему — пост? Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

«Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? — ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), — будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»

Сам Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, — пишет преподобный Исаак Сирин. — Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий: — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».

«Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость».

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».

«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.

О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим. 1, 15)».

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Опасность подобного  поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (Мф. 6, 16-18).

От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. «К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

         Ребята, представим себе лестницу, которая одним концом касается земли, а другим уходит в небо.

         И состоит она из больших ступеней. Этих больших ступеней ДЕСЯТЬ!
Это ЛЕСТ-ВИ-ЦА (повторить с детьми по слогам) Великого поста, т.е. ЛЕСЕНКА переводиться с церковного славянского языка.
РЕКОМЕНДАЦИЯ РОДИТЕЛЯМ: показать наглядное пособие – изображение                Лествицы Великого поста.

         У Лествицы Великого поста 10 ступеней. Каждая из ступеней – это одна неделя, т.е. семь дней поста – с понедельника по субботу + воскресение, во время службы Церковь вспоминает ту или иную поучительную историю из жития святых и всей Церкви Христовой.

         Сегодня у нас ПЕРВАЯ неделя Великого поста. Ведь мы с Божьей помощью прожили понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу и субботу ПЕРВОЙ СЕД-МИ-ЦЫ Великого поста, т.е. недели.
Воскресенье по старому называлось НЕДЕЛЕЙ, как и сейчас по-украински есть похожее слово «НЕДІЛЯ», т.е. воскресенье.

         Первые ТРИ ступеньки – НЕДЕЛИ – нас готовят к Великому посту. А что же с остальными ступенями?

         Далее идут ШЕСТЬ + еще ОДНА ступенька Великого Поста. Ведь Великий пост состоит из ШЕСТИ седмиц + ОДНА СТРАСТНАЯ седмица, где каждая седмица завершается ВОСКРЕСЕНЬЕМ, т.е. неделей. Помните, ребята, мы на прошлом уроке с вами считали, сколько недель в Великом посту.
Последняя неделя Великого поста - Страстная седмица завершается Праздником праздников – ПАСХОЙ – Воскресением Христовым.
Но сначала надо потрудиться.

         Ребята, давайте вспомним, ка мы ходим по ступенькам. Вы все поднимались по ступенькам? 

(исп м-лы СМИ;Святитель Иоанн Златоуст)

 Над выпуском работали:        
военкоры юнармейского медиацентра, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Сергеевич Ерохин - начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ», «Юнармейская доблесть III ст.», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова; 
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец,  гл. редактор юнармейского медиацентра,  нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
 Даша Никонова,  юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;  
Арина Кожевникова — юнармеец,  нач.  исторического музейного клуба, военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Зайцев — военкор; нач. экологического клуба, эколог-доброволец;
Ашот Минасян — военкор, старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
Селянина Виктория  - юнармеец, старпом   начальника штаба отряда,  военкор клуба э/газеты «Школьные Новости», отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Арсений Овчинников — юнармеец, старпом гл. редактора юнармейского медиацентра, пом. нач. клуба э/газеты «Школьные Новости», военкор отряда  военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова;
Миша Бусырев — юнармеец-военкор, старпом  нач.в-спортивного клуба — знамённой гр.;
наставник (тьютор) — военкор юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».