Военкоры юнармейского МЦ, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова отправились в «сад Соловьёв» познакомится с древесной флорой. Нескучные истории о деревьях и кустарниках рассказывали ботаник, профессор ПГНИУ Лариса Новосёлова и координатор проекта "Сад соловьев" Надежда Баглей.

ЗЕЛЁНЫЙ КЛАСС с ботаником Ларисой Викторовной Новосёловой в Саду Соловьев у речки Уинки.

Возможность погулять в Саду и изучить дендрарий самостоятельно есть у каждого, а с специалистами — редкий случай.

Территория Сада отлично подходит для ботанических наблюдений и исследований: на ней есть как древесные представители дикой флоры - береза повислая, ивы, осина, ольха, рябина, так и нехарактерные для наших мест высаженные растения: орех манчжурский, бархат амурский, калина гордовина, клёны полевой и приречный, рябина и другие.

Зеленый класс не только знакомит с древесными растениями дикой и культурной флоры, которые можно встретить в долине малой реки в Перми, но также приучает правильно определять деревья и кустарники, что будет полезно в подготовке к соревнованиям "Древовед".

Главное, можно вспомнить об правилах посещения экотропы и рассказать другим, например, следовать строго по тропинкам, не топтать "заросли", не разрушать фитосообщество неаккуратными и необдуманными действиями.

Зеленый класс был организован Обществом охраны природы Пермь в рамках проекта "ТРАВОЗНАЙ" и "ДРЕВОВЕД": научно-популярная ботаническая школа" при поддержке Фонда президентских грантов.

Лесное сообщество постоянно изучается. Но иметь лесной островок прямо в городе очень здорово. А много узнать о древесных породах можно именно в трудах учёных-лесоводов. Например нашим национальным достоянием является прогрессивное учение о лесе выдающегося русского профессора Георгия Федоровича Морозова. Его ученики написали учебники, книги о лесных породах.

В «саду Соловьев» мы нашли сосну, ель и много других пород:

Сосна (Pinus) - Pine. Занимает около 1/6 площади всех лесов России и ближнего зарубежья. Наиболее распространена сосна обыкновенная (P. sylvestris) - Common pine.

Ель (Picea) - Spruce занимает примерно 1/8 часть покрытой лесом площади. Наиболее распространены ель обыкновенная (P. abies) или (P. excelsa) - Common spruce и ель сибирская (P. obovata) - Siberian spruce.

Дуб (Quercus) - Oak. Наиболее распространен дуб черешчатый, или летний (Q. robur) - Common Oak, который занимает 95% площади дубовых лесов.

Береза (Betula) - Birch. Наибольшее распространение и значение имеют два вида: береза повислая (B. pendula) или бородавчатая (B. verrucosa) - European silver birch, называемая так из-за бородавок на молодых побегах, и береза пушистая* (B. pubescens) - Pubescent birch, получившая свое название из-за опушенных побегов и листьев.

Осина обыкновенная (Populus tremula) - Aspen находится на втором месте по занимаемой площади среди лиственных пород (1/10 этой площади), произрастает почти повсеместно.

Липа (Tilia) - Lime. Распространены следующие виды: липа сердцевидная, или мелколистная (T. cordata) - Small leaved lime (произрастает в средней и южной полосе европейской части страны).

Ольха (Alnus) - Alder. Наибольшее значение имеют ольха клейкая, или черная, (A. glutinosa) - Black alder; ольха серая, или белая, (A. incana) - Specked alder, произрастающие в европейской части территории стран СНГ и в Западной Сибири; ольха сибирская.

Тополь (Populus) - Poplar. Этот род объединяет 30 видов, в том числе и рассмотренную отдельно осину.

Клен (Acer) - Maple. Наиболее распространены: клен платановидный, или остролистный, (A. platanoides) - Norway maple; клен полевой (A. campestre) - Field maple;

Ива (Salix) - Willow. Род, в котором древовидными являются ива белая, или ветла, (S. alba) - White willow, произрастающая в средней и южной полосе европейской части России и в Западной Сибири; ива ломкая, или верба (S. fragilis) - Britte willow, заходящая несколько дальше на север, чем ветла, и некоторые другие виды.

Орех (Juglans) - Walnut.

Рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia) - Roman tree. Распространена в лесной зоне России.

Получилось так — «что сад соловьёв» очень своеобразный фитоценоз, можно сказать — лесной.

Говорят, что лес — это зелёная кладовая: кладовая чистого воздуха, свежей воды, древесины, ягод, грибов, полезных растений. Пользуется этой кладовой каждый из нас, и каждый влияет на её состояние. Если человек, находясь в лесу, не допустит поломок деревьев, предотвратит лесной пожар, он убережет лесные богатства страны. А на экотропе — зелёное богатство города.

Свыше 45% территории нашей страны занято лесами. Россия считается самой богатой в мире страной по площадям, занимаемыми лесными угодьями. Каждый из нас хотя бы раз в жизни побывал в лесу и помнит, как хорошо, свободно дышится в нем. Деревья – это легкие нашей планеты, они снабжают нас кислородом, очищают воздух от вредных выбросов. Как приятно в погожий день погулять по лесу с корзинкой в поисках грибов и ягод.

Издавна лес не только кормит нас, но и служит экологичным строительным материалом. Потому так славилась Россия своим деревянным зодчеством.

Среди лесообразующих пород - деревьев и кустарников русской равнины, можно выделить, как хвойные породы (ель, сосна, лиственница, можжевельник), так и лиственные (береза, вяз, липа, клен, дуб, ясень, осина).

В таежной зоне преобладают ель, пихта, лиственница, кедр сибирский. Преобладание данных пород обусловлено климатическими условиями данной местности, коротким летом и суровой зимой.

Экотропа как раз и дает возможность любому учителю приобщить воспитанников школы к разнообразным отраслям знаний, приучить к труду, помочь найти правильные взаимоотношения с коллективом. Сейчас на тропе все дружно высаживают иву, например. А коллектив образуется прямо у тропы по объявлению экологов.

Вместе с деревьями подрастают дети. Скоро малыши возмужают, окрепнут как посаженные деревья. Впереди у них большой жизненный путь. Каким он будет? Сокровенная мечта каждого учителя увидеть в дальнейшем своих питомцев счастливыми, полезными обществу людьми. Определяет это — правильный выбор профессии. Ведь человек прежде всего обретает радость в труде. Об одном из видов отраслей — лесном хозяйстве важно упомянуть на тропках сада. О трудном, но почётном и нужном стране труде лесоводов рассказать. О людях, работающих в лесу можно поговорить на экотропе, потому что профессия лесовода относительно редкая.
Лес — ценное богатство нашей страны.

По официальному учету лесного фонда, основными лесообразующими породами являются шесть хвойных пород — сосна, ель, пихта, лиственница, кедр и арча. Они занимают площадь 490 млн. га. Более десяти твердолиственных пород — дуб, бук, граб, ясень, клен, несколько ильмовых, береза каменная, саксаул, акация белая — менее распространены, и площадь, покрытая ими, равна 24 млн. га.

Мягколиственные породы — береза, осина и другие виды тополя, ольха (черная и серая), липа, древовидные ивы — растут на площади 112 млн. га. Каждая из перечисленных пород имеет несколько видов, отличающихся второстепенными признаками. Эти породы в различном смешении, занимая большие площади, и составляют основной лесной фонд страны.

См. фотоальбом

(исп м-лы СМИ)

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Ответственный редактор выпуска:

Милана Путина — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач. исторического музейного клуба;
Сухова Юлия - военкор, нач. клуба «ДИНАСТИЯ»;
Смирнова Софья - нач. экологического клуба;
Миша Зайцев — военкор; старпом экологического клуба, эколог-доброволец;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству пример».