01.06.2022г. состоялось организационное совещание экологического клуба отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова. Учитель географии Екатерина Бояринцева рассказала о проекте «Экологическое путешествие длиною в 300 лет», календарном плане его реализации — природоохранных мероприятий на ООПТ, экотропах, пришкольной территории.

Учитель Александр Куляпин отметил, что маршруты  выбраны не случайно - для проведения практических занятий по курсу «Основы экологии»: состоится традиционная выездная практика «инструкторов» на базе экологической тропы («Тропа к Егошихе») на р. Егошихе. В эко — походах будут участвовать профессиональные биологи проф. ПГНИУ, экологи-орнитологи Г. Матвеева и Д. Исаков, гл. специалист городского департамента по экологии, В. Родыгина — основатель экотропы «Ивинская». Участники образовательных путешествий — юнармейцы, дети школьного летнего лагеря и др. В программе не только сбор мусора, но и  съёмка фильма (учебного) «Земля защиты просит», мониторинг состояния природной среды с помощью фото, согласно этапов работы по реализации проекта «Экологическое путешествие длиною в 300 лет».                    

Юные экологи клуба  отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова (руководитель Александр Куляпин), вышли на экологическую тропу. Екатерина Бояринцева организовала уход за клумбами  на территории школы, где  обустроен арт-объект, посвященный 75-летию Великой Победы и клумбу с символом «75», где высажены саженцы цветов и других растений у мемориала Герою Советского Союза Ф.Г. Старцеву В этой работе принимали участие и юнармейцы - военкоры юнармейского отряда военкоров  «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ» МЦ школы.

Е. Бояринцева:

- Проект направлен на формирование экологически правильного мировоззрения детей и подростков и посвящен юбилею - 300-летия города Перми. Одной из острых проблем современности является сокращение видового разнообразия и разрушение природных ландшафтов, загрязнение среды обитания человека в городе, экологическая безответственность. Воздействие человека на природную среду особенно сильно сказывается в урбанизированных территориях, где с каждым годом становится меньше естественных природных территорий. Современная система приобщения детей к знаниям о природе страдает сухостью. Во время учебного процесса не предусмотрено непосредственное общение с природой,  а только изучение основ экологии по учебникам. Люди, обладая большим объемом информации, перестают ощущать, осмысливать и  понимать природу. Для  воспитания и самовоспитания  в каждом жителе Перми осознанного, бережного отношения к природе города, формирования как индивидуального, так и общественного экологического сознания, для сохранения уникальных уголков природы мы предлагаем осуществить эколого-просветительскую деятельность в особо охраняемых природных территориях Мотовилихинского района, откуда и образовался наш замечательный город. (Исток реки Егошихи, места бывших рудников медеплавильного завода, экологическая тропа «Липовая гора», «Ивинская экологическая тропа, Сад соловьев: реки Ива и Уинка) Применение на практике экологической культуры и этики при взаимодействии с окружающей средой,  могут стать ключом в  общении с природой в процессе обучения школьников и других категорий жителей. Проект станет открытым классом для школьников, в котором будет проходить более глубокое понимание взаимоотношений между человеком и природой.

Кирилл Ерохин:

- Клуб экологов-добровольцев юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова (нач. клуба Соня Смирнова, старпом Миша Зайцев) участвуют на всех этапах запланированных работ. Ведётся видео-мониторинг эко-троп и зелёной зоны школы.  Собранный видео и фото материал будет использован для участия в конкурсах и творческой кино экспедиции «Видеодорожка — 2022», учебно-образовательной сессии отделения медиатворчества Школы художественного образования для одарённых детей Пермского края и участия в работе над фильм «Земля защиты просит».

Особенность нашего времени — город Пермь готовится к 300-летнему юбилею, поэтому началось масштабное озеленение. И мы садим цветы, обустраиваем зелёные островки. Зеленые растения стали востребованы. Наша локация от школьной территории — до малых рек.

Приоритет нашей работы — культура, экологическая культура и патриотическое воспитание.

Осуществляя посадки цветов и других растений мы не упускаем и теорию, которую совмещаем с практикой.

Сейчас мы изучаем проект по обустройству общественных пространств в долинах малых рек — «Зелёное кольцо», о котором город информирует начальник городского управления по экологии Дмитрий Андреев.

Об этом проекте знает и  губернатор Пермского края Дмитрий Махонин.

Милана Путина:

- Почему проект «Зелёное кольцо» важен

Проект «Зелёное кольцо» направлен на формирование благоприятной и комфортной среды в долинах малых рек центральной части Перми как первый этап организации зелёного каркаса города.

Сейчас есть четыре задачи, которые требуют решений:

  • низкая доля объектов озеленения общего пользования;
  • низкий уровень доступности для жителей отдельных микрорайонов;
  • многие объекты находятся в заброшенном состоянии;
  • отсутствует непрерывная система общественных пространств.

Проект «Зелёное кольцо» ведётся отраслевой рабочей группой в рамках подготовки к 300-летию Перми. В рамках проекта  разработана концепция использования речных долин и  проектирование объектов. Также Концепцией будет выполнено зонирование и определены границы первоочередных объектов, которые будут обустроены к 2023 году.

Что планируется сделать: В речных долинах предполагается создать по три общественных пространства. На Егошихе — Первогород, район Средней дамбы и Красных казарм, а на Данилихе — Сквер Каменских, Серебрянский парк и район у центрального рынка. На этих территориях предполагается обустроить пешеходные дорожки с разными видами покрытий, оборудованные спуски, мостики и смотровые площадки, а также сделать систему навигации. В Перми уже стартовал масштабный проект по преобразованию речки Уинки в «Саду соловьёв»  (Например, в «саду Соловьёв» у речки Уинки открыли ещё один участок, обустроенный местными жителями. Активисты отремонтировали дорожки, обложили натуральным камнем водопад, сделали мостики в японском стиле, помост для медитации, входную группу, лавочки, урны и капитальную лестницу к Саду.

Работы проходили в рамках экологической акции «Большая забота — малой реке». Это благотворительная инициатива пермяков в поддержку долин малых рек города и часть масштабного проекта по преобразованию пространства речки Уинки в Саду Соловьёв).

По разным подсчетам, в Перми от 100 до 300 рек, ручейков и притоков. Но можно выделить основные: Ласьва, Гайва, Мулянка, Васильевка, Ива, Данилиха, Егошиха, Мотовилиха и Язовая. А, например, знаменитая Уинка, где находится Сад соловьёв, — приток Ивы. Протяженность этих рек вместе с притоками составляет более 250 километров.

Миша Зайцев:

- Из чего состоит проект «Зелёное кольцо»?

— Есть четыре блока: разработка концепции, изменение градостроительной документации, само благоустройство и культурно-образовательная функция.

Согласно концепции, одни участки мы благоустраиваем, на другие заходим с осторожностью, а третьи вообще не трогаем. Это зависит от особенностей территории. Всё это определяется исследованием, которое проводят по заказу Минприроды специалисты кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ.

В целом же воздействие на окружающую среду должно быть минимальным. Это не преобразование территории, как, например, на набережной, а вписывание элементов благоустройства в естественную природную систему. В самой долине рек никакой асфальт не предусмотрен. Там будут использовать природосберегающие технологии и материалы.

Обязательно перед началом благоустройства будут изучены и решены экологические проблемы. Все понимают, и губернатор об этом тоже говорил: если в реках вода будет грязной, если там будет неприятный запах, то никакого эффекта от создания там каких-то общественных пространств не будет. Поэтому фундамент всего — это решение экологических проблем, повышение качества воды, решение вопросов со сточными водами. И первые мероприятия, которые мы планируем уже на весну 2021 года, — инвентаризация всех источников негативного воздействия, водовыпусков сетевого хозяйства, которые расположены вдоль и поперек долин малых рек.

Система водоотведения города устроена так, что дождевые стоки собираются в отдельную ливневую сеть, а она в том числе отводится в малые реки. Проблема в том, что в эту ливневку начали врезаться отдельные недобросовестные пользователи, чтобы не платить за свою канализацию. И это не так просто выявить. Работа сложная, поэтому она требует отдельного финансирования. Результатом должно быть принятие управленческих решений — по строительству очистных сооружений, модернизации сети, ликвидации конкретных водовыпусков.

Арина Кожевникова:

- Большое внимание будет уделяться культурной и образовательной функции. Будем проводить экскурсии, квесты, фестивали вроде «Дня рождения рек». Департамент культуры уже подготовил предложения. В скором времени разработают сайт проекта, где каждый житель сможет увидеть планы и поучаствовать в их реализации. Одна из задач, поставленных губернатором, — общественное участие. Уже прошли два воркшопа с представителями экосообщества и архитекторами. Активисты могут поделиться важными знаниями, которые можно будет учесть на ранних этапах работы.

Также в этом есть образовательный вопрос. Все-таки мы хотим приучить людей, что долины малых рек не только для шашлыков. Нам надо развивать другие активности. Это тонкий момент. Нужно смотреть, как это всё совместить.

Екатерина  Бояринцева:

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

организация экологического воспитания и привлечение к практическим природоохранным мероприятиям детей и подростков МАОУ СОШ №135. Формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе единства педагогического процесса и деятельности ТОС «Садовый» для получения  практических знаний, навыков и умений в ходе реальной практической деятельности: полевых практик, тематических занятий, экологических субботников, пропаганду экологической культуры среди населения Мотовилихинского района г. Перми.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 

  1. Экологическое воспитание и просвещение детей и подростков в условиях летнего отдыха; популяризация идей охраны природы, через привлечение к практическим природоохранным мероприятиям по экологической пропаганде и просвещению населения;
  2. Разработать программу, организовать и провести летнюю экологическую смену на базе МАОУ «СОШ № 135» г. Перми и организовать комплекс природоохранных и познавательных экологических мероприятий на нескольких ООПТ Мотовилихи.
  3. Улучшить условия и качество жизни для местного населения , архитектурного облика района. Формирование патриотизма и любви к малой родине через привлечение пермяков к проблеме сохранения и актуальности обустройства долин малых рек Перми.
  4. Провести исторические и экологические исследования экотроп микрорайона Садовый и Липовая гора в предверии 300-летия города Перми. Больше узнать об истории развития Земли Пермского периода палеозойской эры 300 миллионов лет назад. Исследовать бывшие отвалы Александровских медных рудников на реке Ива и попытаться найти залежи медистых песчаников (малахит, азурит).
  5. Организация востребованной и актуальной рекреационной природной зоны вдоль русла реки Ива для отдыха и занятий спортом, прежде всего местных жителей, в том числе детей.
  6. Общим результатом реализации проекта  будет единение пермяков к проблеме сохранения и актуальности обустройства долин малых рек города, в частности в долине реки Ива.
  7. Обеспечить информационную поддержку реализации проекта на школьном сайте, сайтах г. Перми, посвященных экологическим проблемам, периодической печати.

8.       Подготовить методические материалы для педагогов и учащихся школ города.

Организация деятельности участников проекта

Место проведения проекта: долины рек Егошиха, Ива  и Уинка, территория школы № 135.

Деятельность по реализации проекта будет осуществляться через следующие механизмы:

  • Организацию временного творческого коллектива педагогов, родителей, учащихся, старшего поколения и представителя управления по экологии;
  • созданию и организацию работы детских экологических трудовых и образовательных отрядов ;
  • сбор и подготовка материала о растениях, произрастающих на данной территории;
  • проведение мониторинга состояния Ивинской экологической тропы;
  • проведение конкурсов, викторин, экологических флешмобов для младших классов школьного летнего лагеря;
  • проведение школьных экскурсий по экологическим тропам трёх малых рек;
  • мероприятие по изготовлению клумбы ввиде цифры 300;
  • проведение конкурса на создание логотипа празднования 300-летия Перми;
  • привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях (5 июня – День эколога);
  • проведение конкурса  «Цветочный вальс» ;
  • Учебные экскурсии «Флора и фауна долины реки Ива»
  • проведение экскурсий по заповедной территории для различных групп посетителей;
  • проведение экскурсии в ботанический сад, музей пермских древностей или музей геологического факультета ПГНИУ;
  • проведение конкурса «Живая изгородь»;
  • проведение акции по высадке и дальнейшему уходу саженцев деревьев, цветов, ягод на пришкольном участке;
  • работа школьной кино - видеостудии «Династия» фото и видеосъемка всех этапов работы по реализации пректа;
  • организация экологической странички на сайте школы, посвященной реализации проекта.

         Реализацию проекта будут осуществлять проектанты в детских экологических трудовых и образовательных отрядах  в июле, августе, сентябре. К осуществлению плана мероприятий проекта планируется привлечь педагогов школы,  представителей школьной администрации, членов ТОС «Садовый»,  родителей, старшее поколение. 

Внешними экспертами будут сотрудники управления по экологии и природопользованию г. Перми, а также представители Управляющего совета МАОУ «СОШ № 135», общественный центр микрорайона «Садовый», партнеры проекта.

Дарья Никонова:

 Наступило лето 2022 года - ЭКОЛЕТО, а это значит наступило время хороших дел для природы! В этом году наша школа в очередной раз принимала участие в отборочном туре экологических проектов  «Эколето 2022».  Экологический комитет Пермского края предложил  участие! И в результате долгих ожиданий мы получили радостную новость. Мы  выйграли грант!

Участником экоотряда может быль любой воспитанник нашей школы, педагоги и родители.  

Сегодня первый сбор команды педагогов и детей. Обсуждались вопросы реализации проекта. Составлена сетка мероприятий, обозначены даты, назначены ответственные. Работа закипела! Много идей, много планов! Осталось только реализовать.

Лев Нифонтов:

- Особенность нашего времени — город Пермь готовится к 300-летнему юбилею, поэтому началось масштабное озеленение. Везде садят цветы, разбивают новые скверы и парки, началось обустройство новых зелёных островков. Пермские городские власти взялись за озеленение, в кадрах появились очень грамотные экологи! Значит и мы включаемся в этот процесс. Примером служит для всех, например, «Сад соловьев» Мотовилихи. Зеленые растения стали востребованы, особенно деревья, ведь именно они выполняют очень полезные функции для городской среды.

Приоритет нашей работы — культура и патриотическое воспитание. Воспитание и формирование экологической культуры — всегда актуально. Территория школы, экологическая тропа «Ивинская», пойма Ивы… - это наши маршруты. Именно здесь и отдых, и познание, и экологические практики - соединяются в органическом сочетании. Антропогенный ландшафт всегда преобразуется деятельностью человека. Поэтому мы и участвуем в таких конкурсах, в нем заложен прогноз всевозможных последствий деятельности местных жителей. Каждый раз мы убеждаемся, что природа беззащитна перед натиском человека и всегда просит помощи!

С чем мы сталкиваемся — с активным отдыхом посетителей экотроп. Поэтому задача формирования экологической культуры - «наипервейшая». Именно эколого-ориентированные ценности сильно влияют на формирование личности. А осведомлённость школьников и их родителей об окружающей их среде в условиях урбанизации — проблема.

Александр Куляпин:

- Поэтому образовательное путешествие по экологической тропе — входит в нашей школе в первейший список тьюторских практик и технологий. Именно здесь и рождается образовательный маршрут, тот вектор, где разрабатываются «станции» - остановки для непосредственного обучения учащихся в природе: мы изучаем природу, а природа учит нас, создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. То, что мы привыкли называть связь обучения с жизнью, с трудом появляется не само собой, а в воспитании у детей трудолюбия и уважения к труду. В этот момент начинается экологический мониторинг: дети оценивают результаты труда, прогнозируя экологические следствия деятельности человека, т.е. своих прежде всего действий, самих себя, товарищей... в первую очередь.

Тропы «Ивинская», «Егошихинская», «Сад соловьёв» - фактически стали учебной территорией: дети изучают её историю, водораздел, оценивают экологическое состояние, изучают видовой состав деревьев, других растений; животных, орнитофауну…

Экологическая тропа всегда «обучает» «Правилам поведения в природе», изменяет эмоциональное состояние ребёнка. Дети пишут заметки, рассказы, стихи…, читают и находят дополнительную литературу и информацию.

Дети знакомятся с понятием лес, лесное сообщество и даже такими важными понятиями как рекреационное лесопользование. Так ребёнок погружается в биологическое равновесие и устойчивое развитие в экосистемах. Становится готовым к необходимым природоохранным мероприятиям.

В добрый путь, друзья!

См. фотоальбом

Над выпуском работали:
военкоры юнармейского медиацентра, отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова, «МС ДИНАСТИЯ»  МЦ МАОУ СОШ 135 :
Кирилл Ерохин начальник штаба отряда, капитан морского клуба, кавалер юбилейного знака «5 лет ЮНАРМИИ»;
Ответственный редактор выпуска:
Милана Путина  — юнармеец, военкор, гл. редактор клуба «Школьные Новости»;
 Даша Никонова, старпом, редактор э/газеты «Школьные Новости»;
Арина Кожевникова — нач.  исторического музейного клуба;
Миша Зайцев — военкор;  эколог-доброволец; старпом нач. клуба;
Лев Нифонтов - старпом гл. редактора клуба э/газеты «Школьные Новости»;
Саша Никонов -  юнармеец, военкор;
Бояринцева Е.Л. - рук. Проекта, учитель;
тьютор — военкор юнармейского отряда военкоров «ФЕНИКС» им. Адмирала П.С. Нахимова «МС ДИНАСТИЯ» МЦ МАОУ СОШ 135
Куляпин Александр Сергеевич, рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, кавалер медали «Потомству  пример».